Женское движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:08, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь показала, что экономический рост и социальный прогресс невозможны без широкого вовлечения в общественные процессы женщин, составляющих более половины населения России. Современное положение женщины в России, также как и понимание ее роли в экономике, политике и семье, существенно определяется процессами, происходящими в обществе. Перемены последних лет (демократизация, гласность, либерализация экономики, формирование основ гражданского общества) с одной стороны, привели к ряду позитивных изменений: в российском обществе отмечается рост гражданской активности женщин, работают довольно многочисленные женские союзы и организации, появились яркие женщины - лидеры в политике, предпринимательстве.

Вложенные файлы: 1 файл

женское движение.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

Жизнь показала, что экономический рост и социальный прогресс невозможны без широкого вовлечения в общественные процессы женщин, составляющих более половины населения России.

Современное положение женщины в России, также как и понимание ее роли в экономике, политике и семье, существенно определяется процессами, происходящими в обществе. Перемены последних лет (демократизация, гласность, либерализация экономики, формирование основ гражданского общества) с одной стороны, привели к ряду позитивных изменений: в российском обществе отмечается рост гражданской активности женщин, работают довольно многочисленные женские союзы и организации, появились яркие женщины - лидеры в политике, предпринимательстве. С другой стороны, отсутствие гарантий соблюдения демократических и рыночных свобод, постоянные политические кризисы, обострение социально-экономических проблем, феминизация безработицы и бедности, вытеснение женщин из сферы "передела" собственности и принятия решений существенно ограничили свободу их жизненного выбора. Для многих женщин стратегией жизни стало выживание.

Процессы модернизации и трансформации российского общества обусловили деи-деологизацию и демифологизацию сознания людей, затронули интересы всех слоев и групп российского общества, все сферы его жизнедеятельности. Структурные перемены произошли также в социальных отношениях между полами, то есть в тендерных отношениях.

Исследование проблем, связанных с оценкой реального положения женщин и роли женских движений в обществе, имеет большое теоретическое и практическое значение, так как без всестороннего научного анализа невозможна объективная и полная оценка происходящих в обществе изменений, связанных с политическими и социальными реформами.

В настоящее время в России насчитывается более 700 крупных и средних женских общественных организаций, которые отражают разнообразие интересов женщин и представляют их во взаимоотношениях с органами власти разных уровней - от федерального до местного, и другими общественными объединениями. В целом в регионах страны по данным официальной статистики действует около 15 тысяч женских объединений

К сожалению, многочисленность организаций не всегда определяет качество и результаты их работы. Исследования показывают, например, что в женском движении России много проблем и противоречий: невысока их популярность, большая разобщенность женских объединений, отсутствие молодежных женских организаций, невозможность эффективно реализовать стоящие перед ними задачи в силу невнимания государства к проблемам женщин и семьи и инерционностью общественного мнения, в котором преобладают патриархальные стереотипы по отношению к женщинам, активно участвующим в политике и управлении.

На стадии становления находятся процессы взаимодействия и социального партнерства женских организаций с государством, властными структурами, другими общественными объединениями.

На наш взгляд, существуют серьезные противоречия между теорией и практикой демократизации современного российского общества, предполагающие расширение политических прав и свобод, реальную ликвидацию дискриминации по признаку пола во всех сферах общественной жизни. - с одной стороны, и отстранение женщин от участия в принятии управленческих и политических решений и влиянии на государственную политику - с другой: между процессом становления женщин как субъекта политики и социальной жизни и стремлением общества сохранить за ними роль объекта политики; между законодательно декларируемым уровнем политического статуса женщин и его фактическим состоянием.

Устранение этих противоречий становится возможным при изменении отношения к женщине в обществе, росте авторитета и влияния женских движений, совершенствовании нормативно-правовой базы, определяющей государственные гарантии равенства не только прав, но и возможностей женщин и мужчин.

Для этого необходимо, используя тендерный подход, проанатизировать имеющийся опыт деятельности женских организаций, выявить сильные и слабые стороны государственной женской политики, причины тендерной асимметрии и на этой основе определить оптимальные и рациональные пути повышения роли женских движений в политической и социальной жизни общества. Особую значимость теме исследования придает то обстоятельство, что в диссертации осмысливается региональный опыт.

Первые исследования российского женского движения появились в начале XX столетия. В работах ученых и деятельниц женского движения рассматривались вопросы борьбы женщин за свои экономические и политические права, проблемы формирования женских групп и организаций, взаимодействия с органами власти, партиями и общественными объединениями [49. 55, 92, 214, 222].

В 1920-е - 30-е годы непосредственные организаторы и руководители пролетарского направления в российском женском движении И.Ф.Арманд, А.М.Коллонтай и Н.К.Крупская [41, 108, 111, 109, 138] отстаивали классовый подход в женском вопросе, пропагандировали участие женщин в деятельности ВКП (б), рассматривали вопросы оказания помощи женщинам в воспитании детей, вовлечения их в общественное производство, ликвидации неграмотности.

В последующие годы (конец 30-х - 40-е годы) разработка проблем развития женского движения прекращается в силу формирования в стране командно-административной системы. По личному распоряжению И.В.Сталина деятельность независимых женских объединений была запрещена, их заменили женские секции при партийных комитетах. В советской идеологии 30-х годов утвердилось положение о том, что "женский вопрос" в СССР был решен окончательно. Понятие "дискриминация советских женщин" не встречалось ни в политическом, ни в научном лексиконе. Научный интерес к женскому вопросу возрождается вновь только в послевоенный период в связи с массовым участием женщин в восстановлении разрушенного войной хозяйства, в культурном строительстве, изменением их роли в семье и воспитании детей [51,212, 227, 230].

В 70-е - 80-е годы преимущественно исследовалось развитие международного женского движения, зарубежный опыт различных женских объединений и союзов, что было связано главным образом с созданием Комитета советских женщин. В то же время изучение женского движения в собственной стране почти не осуществлялось, а если и велось, то как бы обособленно от общей тенденции изучения общественных движений

В 90-е годы наметились принципиально новые комплексные исследования женской темы. Важное значение в этом плане имела современная оценка проблем, связанных с женским вопросом в стране и создание в рамках Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии Наук (ИСЭПН РАН) Центра тендерных исследований (МЦГИ). Задачей исследователей становится осмысление новой реальности. Следует отметить содержательные работы философов Т.А.Клименковой, Н.С.Юлиной, историка Н.Л.Пушкаревой [105, 228, 147], которые первыми предприняли попытки ввести проблематику пола в отечественную науку. В это время формируется понятийный аппарат нового научного направления - феминологии (затем тендерных исследований), в профессиональный и публичный дискурсы вводятся термины "феминизм", "патриархат", "гендер". "сексизм" и другие.

В настоящее время особенностью изучения женских движений является то. что закладывается отечественная традиция в исследовании этого феномена. И поэтому вполне закономерно, что научная литература по проблеме значительно обогатилась как за счет зарубежной, в том числе переводной литературы [129, 195. 209. 223. 38. 79. 127], так и за счет оригинальных работ российских авторов. Научная литература, в которой рассматриваются проблемы женщин, в целом довольно обширна. За последние десять лет по тендерной тематике опубликовано около полутора тысяч книг, статей, эссе, тезисов, учебных программ [68].

Однако, оценивая степень научной разработанности данной темы, необходимо отметить недостаточность, ограниченность данных по тендерной статистике и статистике общественных движений, а также почти полное отсутствие переводов на русский язык классических и современных работ западных исследователей. Поэтому библиография диссертационного исследования во многом включает журнальные статьи, материалы научных конференций и авторские переводы отдельных статей в зарубежной печати.

В данной работе предпринята попытка дать анализ женских движений как целостного феномена общественно-политической жизни России с позиций тендерного подхода. Особое внимание уделяется теоретическому осмыслению сложившегося опыта действующих женских организаций, особенно регионального на уровне местного самоуправления. Актуальность и значимость данных проблем и обусловили выбор темы исследования.

Основная цель настоящего диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа теории и практики современного российского женского движения с помощью тендерного подхода выявить его особенности и сформировать целостную концепцию женского движения как социального и политического института; используя исторический аспект исследования, показать процессы становления и развития женского движения в условиях общественных трансформаций в России, выявить общее и особенное в деятельности женских объединений на федеральном и региональном уровнях.

Исходя из цели, в диссертации необходимо решить следующие задачи: проанализировать современные теоретические и методологические подходы к анализу женского движения как в отечественной, так и в зарубежной науке; обосновать необходимость использования тендерного подхода при анализе женского движения и положения женщины в обществе, уточнить содержание категорий "тендер" и "тендерные исследования" и определить их предметное поле; выявить основные факторы, влияющие на становление отечественного женского движения в современных условиях;

- дать содержательно-структурную  характеристику российским женщинам  как тендерной группе и потенциальной  социальной базе женского движения; раскрыть существующие формы  взаимодействия женских организаций  с властными структурами и  выделить наиболее эффективные; исследовать роль и место женского  движения в социально-политической  жизни региона, дать типологию  региональных женских общественных  организаций и выявить региональный  контекст их деятельности; показать  пути повышения эффективности  взаимодействия государственных  и муниципальных служб с женскими  объединениями и организациями;

- выработать рекомендации, способствующие повышению роли  женских общественных и неправительственных  объединений в политической и  социальной жизни региона.

Женские движения выводятся за рамки традиционного толкования (которое было отнесено в первую очередь к рассмотрению социальных проблем женщин в сфере занятости, семейных отношений, воспитания, материнства). Женские объединения рассматриваются как структуры гражданского общества, представляющие разнообразные интересы женщин и ведущие диалог с властью. Анализируется малоисследованная проблема взаимодействия региональных женских организаций с органами местного самоуправления.

Предпринята попытка использовать принципы тендерного подхода в изучении социального статуса женщин в обществе и роли женских движений, что позволяет учитывать тот факт, что явления, происходящие в социуме, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывают неодинаковые их реакции. Тендерные отношения рассматриваются как один из аспектов повседневных отношений в обществе и семье и как основной фактор тендерной социальной стратификации общества.

Проблемы социальной и политической адаптации российских женщин рассматриваются в неразрывном единстве. Женщины как тендерная группа выступают не только как объект государственной политики, но и в качестве автономного субъекта социального и политического действия.

Результаты исследования деятельности женских организаций с позиций тендерного подхода позволяют, кроме высказанных по ходу изложения материала предложений, сделать некоторые выводы, направленные на совершенствование деятельности женских организаций в соответствии с требованиями жизни.

К ним относятся следующие: - необходимо совершенствовать государственную политику в отношении женщин, внести коррективы в идеологию женской государственной политики, в действующее законодательство по проблемам улучшения положения женщин и преодоления тендерного дисбаланса в обществе; устранить те юридические нормы, которые объективно снижают конкурентоспособность женщин во всех сферах общественной жизни; заложить правовые основы антидискриминационной политики, добиться принятия Гоч сударственной Думой Федерального Закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации"; принять поправки к избирательному законодательству, предусматривающие тендерное квотирование и паритетное представительство; детерминантой достижения тендерной симметрии в сфере государственного управления должно выступать паритетное представительство женщин и мужчин в структурах власти; активнее привлекать женщин и женские общественные организации к решению социально-экономических проблем региона, формировать климат благоприятствования их инициативам, обеспечить дальнейшее развитие уже существующих механизмов связи между женскими объединениями и органами власти; совершенствовать взаимодействие и социальное партнерство в отношениях структур власти и неправительственных женских организаций; - развивать тенденции общественного доверия к женщинам, формировать такую тактику и стратегию деятельности женских объединений, чтобы появились женщины - лидеры и у них возникла особая необходимость участвовать в политике.

Практика свидетельствует о необходимости усиления внимания к вопросам солидарности, координации действий женских организаций в отстаивании общих интересов женщин. Назрела настоятельная необходимость на региональном и местном уровнях ввести специальную должность уполномоченного (координатора) по правам женщин или специалиста по женским движениям в отделах по связям с общественностью или общественными объединениями в областной и районных администрациях.

Требует новых подходов взаимодействие женских объединений со СМИ, использование возможностей служб "паблик рилейшнз".

Информация о работе Женское движение