Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 01:03, контрольная работа
емья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как социальный институт с присущими ему местом и ролью и выполняется целый ряд специфических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. В то же время семья – это малая социальная группа, которой свойственны такие характеристики, как сплоченность, ценностно-ориентационное единство членов и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей каждого человека.
Ведение
1.Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема
2.Функции семьи и роль женщины в современной семье
3.Домашнее хозяйство и труд женщины
Заключение
Библиография
Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановление сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, в основе которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве. Культура домашних отношений воспитывается на основе общих принципов этики и эстетики нашего общества.
Функция первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.
Досуговая функция — ее главная цель — общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.
Досуг — это смена деятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина, представляя, что организация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в кружках, походах и др. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту — чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.
Сексуальная функция — соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях.
С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкое распространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация женщин. Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактически поддерживающие это тревожное социальное явление.
Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей.
3 . Домашний труд и гендерное разделение власти в семье
Главная сфера деятельности женщин в семье — домашний труд. Домашнее хозяйство — составная часть быта, предоставляющего область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности. Эта жизнедеятельность обеспечивается определенными формами и способами потребления и обслуживания, организацией и производством самих предметов потребления, а также конкретными формами социальных отношений. Основу быта и бытовых отношений составляют личное, семейное и общественное производство и потребление необходимых благ.
Домашний труд необходим для удовлетворения материально-бытовых нужд индивида, семьи, а подсобное хозяйство как разновидность домашнего труда представляет важный источник жизненных средств крестьян и значительной части семей рабочих и служащих.
В настоящее время вся тяжесть в процессе удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, в первую очередь, женщины, поскольку общественная сфера оказания услуг и производства материальных благ значительно сократилась. Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. Кроме того, другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи.
Женский показатель занятости в домашнем хозяйстве вдвое превышает мужской. Учитывая разницу объема оплачиваемой занятости, можно констатировать, что совокупная трудовая неделя типичной замужней женщины на 5 часов длиннее, чем у мужчины.
Несмотря на социальную необходимость домашнего труда , выполняемого, как правило, женщинами, он, будучи непрестижным, низкоквалифицированным, не оплачиваемым, ограниченным пределами дома, по-прежнему воспринимается как второстепенный и рассматривается в качестве показателя угнетения женщин. Эта точка зрения утвердилась и на российской почве. Анализ участия состоящих в браке жителей крупного города трудоспособных возрастов в неоплачиваемом домашнем труде показывает, что значительное гендерное неравенство в данной сфере наиболее адекватно объясняется логикой «гендерного дисплея», согласно которому домашняя работа жестко привязана к женской гендерной идентичности и отделена от мужской. Кроме того, распределение домашних обязанностей вплетено в систему властных отношений, когда экономически зависимые женщины вынуждены выполнять максимальный объем домашней работы, не имея возможности изменить ситуацию в свою пользу. В этих случаях есть основания говорить об «эксплуатации» женщины в домашнем хозяйстве.
Тот факт, что большинство и женщин, и мужчин, тем не менее, согласны с культурной нормой женской ответственности за домашний труд, объясняется не столько «патриархальностью» установок горожан, сколько тем, что эта норма замаскирована под рациональный экономический обмен. Это, наряду с представлением о «естественности» такого распределения, является сильным аргументом в пользу сохранения существующего положения вещей.
Культурные нормы гендерной идентичности, властные отношения и иллюзия «рациональности» неравного распределения домашних обязанностей создают замкнутый круг кумулятивной экономической депривации женщин: большой объем домашнего труда, аргументом которому служит их экономическая несостоятельность, еще больше эту несостоятельность углубляет. Преимущественная ответственность женщин за домашнее хозяйство уменьшает их способность зарабатывать, обусловливает худшие карьерные перспективы в профессиональной сфере, меньшую мобильность, а значит, закрепляет экономическую зависимость женщин от мужей.
Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" рекомендует формирование новой модели взаимоотношений в семье, особенно между родителями, возлагая на них равную ответственность за формирование подрастающего поколения, его воспитание, в том числе — и отношения к домашнему труду. Имеется в виду прежде всего взаимная помощь, поддержка, коллективная работа по дому, соблюдение принципа равенства и социальной справедливости. Иными словами, домашний труд должен быть рационально организован, и тогда у всех членов семьи будет свободное время для творческого развития личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соблюдение и расширение принципов семейной политики всеми институтами общества является залогом стабильности семьи. Повышение нравственного и воспитательного потенциала семьи зависит не только от активности женщины, но мужчины – отца детей. Необходим поиск оптимального решения данной проблемы. Только активное вмешательство общества, соответствующих организаций может обеспечить укрепление семьи и формирование новых семейных отношений.
Если основой советской социальной политики была идея, что работа не должна мешать исполнению женщиной ее семейных обязанностей, то сегодня, на мой взгляд, такая политика должна исходить из того, чтобы семейные обязанности не препятствовали профессиональной карьере женщины. Государство должно способствовать этой трансформации, заменив длительные материнские отпуска по уходу за ребенком и большинство «защитных» мер трудового законодательства обеспечением возможностей трудовой мобильности женщин. Это достижимо при наличии широкой и, главное, гибкой системы услуг по уходу за детьми, предоставляемых сегодня частным сектором экономики и, следовательно, доступных пока что лишь ограниченному количеству самых обеспеченных семей. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщин в малой социальной группе и создание условий для практического применения в жизни эгалитарной теории.
Библиография