Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:37, реферат
Актуальность моей темы заключается в рассмотрении одной из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики- занятости населения в торговле. Занятость — деятельность граждан связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.
Актуальность темы
3
Проблемные ситуации
5
Цели и задачи исследования
8
Объект и предмет исследования
9
Характеристика выдвинутых гипотез
10
Эмпирическая интерпретация гипотез
11
Анкета
Учреждение образования
Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации
Программа социологического исследования
на тему:
«Занятость в торговле – социологический мониторинг »
Люлько А. А.
Группа Э-11
Проверила:
Лопатова А.П
Содержание | |
Актуальность темы |
3 |
Проблемные ситуации |
5 |
Цели и задачи исследования |
8 |
Объект и предмет исследования |
9 |
Характеристика выдвинутых гипотез |
10 |
Эмпирическая интерпретация гипотез |
11 |
Анкета |
12 |
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность моей темы заключается в рассмотрении одной из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики- занятости населения в торговле.
Занятость — деятельность граждан связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.
Различают следующие виды занятости:
1) Вторичная занятость - деятельность граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного места работы.
2) Постоянная занятость - это занятость индивида, которая гарантирована ему в течение всей его жизни. Это понятие не включает в себя разовые, временные или сезонные работы, даже если они являются гарантированными.
3) Неполная занятость-форма занятости, при которой длительность рабочего времени работника меньше, чем установлено работодателем.
4) Нерегулярная занятость - модель занятости, при которой работник получает большую почасовую оплату своего труда (по крайней мере на 20%) в качестве компенсации отсутствия гарантии занятости и других положенных ему преимуществ, например отпуска по болезни.
5) Условная
занятость, она же неустойчивая занятость (англ. Contingent
work) — понятие, описывающее тип взаимоотношений
между работником и работодател
6) Частичная занятость - экономический термин, обозначающий недоиспользование рабочей силы.
Торговля - это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Торговля подразделяется на два вида:
Оптовая торговля - это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах.
Розничная торговля - это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров конечным потребителям. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
Под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода (заработной платы) и удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности или на основном месте работы путем удлинения рабочего дня (на том же предприятии), или за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома).
Самозанятость означает самостоятельный поиск и осуществление трудовой деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода. Самозанятость используется в таких сферах, как малый бизнес, мелкая торговля (челноки), народные промыслы, надомный труд.
Переход к занятости в торговле сформировал качественно новый рынок труда и занятости, изменил трудовую деятельность населения, возможности его трудоустройства, получения квалификации как работающих, так и тех, кто потерял работу и был вынужден заняться трудоустройством.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Можно выделить несколько проблемных ситуаций на рынке в результате которых уменьшается занятость в торговле.
По статистике западноевропейской торговли сумма потерь сопоставима с 50% прибыли предприятий розничной торговли после от осуществления торговой деятельности.
Еще одна важная потеря магазинов
- это мошенничество поставщиков
(5,4% от всех потерь). И снова - это
лишь видимая часть айсберга. Ведь
можно обнаружить, что поставщик
поставил продукцию с просроченными
или "горящими" сроками реализации,
дефектами продукции и не пустить
товар в реализацию. Но очень часто
такая продукция все таки оказывается
в торговом зале и функцию "обнаружения"
испорченного товара выполняют уже покупатели,
открывая дома йогурт или нарезая колбасу.
В данном случае финансово магазин не
несет потерь, но потери все равно есть.
Они будут выражаться в падении имиджа
магазина и количества покупателей.
Но если Вы думаете, что это все плохие
новости - поспешу рассеять иллюзии. Опять
же, в соответствии с западноевропейской
и американской статистикой указанные
цифры это известные потери. Потери, которые
можно выявить в той или иной форме. Но
выявленные потери составляют всего 41%
от общего объема потерь. То есть 59% (более
половины) составляют потери не выявленные
и неизвестные для руководства предприятия. . Да, есть нормы естественной
убыли, на которые еще ориентируются в
своей работе магазины. Но были они разработаны
не просто давно, а совершенно в другой
ситуации ведения бизнеса и являются лишь
каким-то сторонним ориентиром, а не цифрами.
Можно ли ориентироваться на западную
статистику? Не просто можно, а и необходимо.
Необходимо, для того, чтобы представить
уровень проблемы и главное на опыте работы
западных торговых компаний увидеть путь
решения проблемы потерь.
2. Борьба с «проблемным»
покупателем
А что же покупатели? Очень часто в магазинах
самообслуживания на "забывчивость"
и непорядочность покупателей списывается
множество потерь. Однако по статистике
на "проблемных" покупателей приходится
треть всех потерь от воровства.
С "проблемными" покупателями все
тоже не так просто. Считается, что "проблемных"
покупателей можно разделить на несколько
групп. Самая страшная группа - это профессиональные
воры. Да-да. Если раньше у нас говорили
о различных категориях профессиональных
преступников: домушниках, карманниках,
медвежатниках и т.п., то сегодня можно
говорить о новой категории - магазинные
воры. Их доля от общего количества "проблемных"
покупателей невелика - всего 3%. Но, во
первых, на их приходится по разным оценкам
от 10 до 15% всех краж покупателей в магазинах,
а во вторых, их количество и доля неуклонно
повышается. Профессиональные воры стали
настоящим бичем торговли на Западе. Становятся
они таковыми и для российских магазинов.
Как правило, они работают по определенным
схемам. Работают группами, в составе которых
каждый выполняет свою роль: первые отвлекают
сотрудников магазина устраивая, например,
конфликт в торговом зале или изображая
"интересующегося" покупателя, другие
создают "заслоны" в торговом зале
перед стеллажами в нужным товаром или
следят за перемещением торгового персонала,
третьи совершают кражу, четвертые могут
отслеживать наличие "хвоста". Поймать
профессиональных воров очень и очень
сложно. Не особо помогают в этом деле
и специальные охранные системы и специальные
магнитные защитные элементы, которые
можно при определенной подготовке удалить
за считанные секунды или просто закрыть
при выходе фольгой. Не помогут и сотрудники
ЧОПов, работающие в магазине, так как
в большинстве своем они не обладают ни
специальной торговой или психологической
подготовкой. Да и охранников можно легко
отвлечь силами все тех же подельников.
Западные магазины и розничные сети тратят
миллиарды долларов на охрану своих предприятий
и все же профессиональные воры пока побеждают.
Прогресс в области организации торговли
и защитных технологий наталкивается
на еще более стремительный прогресс в
области воровства. Сегодня не редки случаи,
когда профессиональные воры используют
в своем промысле детей, складывая украденный
товар в рюкзачок или специально нашитые
внутренние карманы детской одежды. Посмотрите
- если кто-то поправляет одежду ребенка
в торговом зале, расстегивает ее или застегивает,
изображая заботливого родителя - все
это может быть эле-ментом воровства. Ребенка,
особенно детсадовского возраста, как
правило, не проверяют на выходе. С другой
стороны, ребенок не подлежит правовому
воздействию. Взрослый родитель всегда
может выкрутиться свалив всю вину на
"плохое поведение" ребенка.
"Как низко может опуститься человек"
- скажете Вы. И будете правы. Но человек
может опуститься еще ниже. Приведем пример
конкретной ситуации, произошедшей в одном
из крупных продовольственных магазинов.
Охрана задержала женщину с коляской,
в коляске находился грудной ребенок и
20 банок кофе. Женщину задержали практически
случайно. До этого женщина с коляской
"регулярно" посещала данный магазин,
нанеся ему существенный урон по товарным
группам кофе, алкогольные напитки, сопутствующие
товары. Найти потом данные товары можно,
например, в ближайших к магазину ларьках
по "выгодным" для покупателей ценам.
Думаю, что и Вашей практике случались такие или похожие ситуации. Удивляться нечему - мы сталкиваемся с категорией профессиональных во-ров. Посещение магазина для них - это обыкновенная работа, где ребенок, коляска, куртка или пояс с накладными карманами, сумки с двойным дном и т.п. являются всего лишь орудием труда, орудием достижения своей цели. Таким же орудием достижения цели, как и отсутствие специальных программ по борьбе с воровством покупателей в магазинах, неподготовленность торгового персонала, плохая работа служб охраны и т.п.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цели предоставляемой программы социологического исследования:
Задачи данной программы социологического исследования являются:
1. раскрытие сущности занятости в торговле;
2. отображение проблемных ситуаций занятости;
3. определение объекта и предмета социологического исследования.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом программы социологического исследования является трудоспособное население (рабочая сила), занятое в торговле женского и мужского пола в возрасте от 18 до 65 лет, с различным уровнем образования, социальным и семейным статусом, местом работы, с различным уровнем дохода, имеющие право постоянного и временного места жительства на территории РБ.
Предметом программы социологического исследования является непосредственная занятость работников в торговле на рынке труда.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫДВИНУТЫХ ГИПОТЕЗ
Я предполагаю, что в настоящее время легко трудоустроиться, но очень тяжело остаться на плаву из-за большой конкурентной борьбы за престижное место работы, большой конкуренции в товарах, так как в настоящее время очень много однообразных товаров, в результате чего и появляется большая конкуренция.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ
Рабочая сила - способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Занятость - деятельность граждан связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.
Торговля - это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Рынок труда – представляет собой социально- экономические отношения по поводу найма рабочей силы и ее использования между работодателем и рабочей силой.
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Трудоспособное население – лица, преимущественно в рабочем возрасте, способные к участию в трудовом процессе.
Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.
Социологический
мониторинг – форма организации социологических
исследований, обеспечивающая постоянное
получение социологической информации
о состоянии определенного социологического
процесса или социальной ситуации.
АНКЕТА
Прежде
чем ответить на вопрос, внимательно
прочтите все предлагаемые ответы,
затем выберите из них тот или
те, которые Вам подходят, и обведите
кружком их порядковый номер. Если не
один из предлагаемых ответов Вас
не удовлетворяет или после
Ваши ответы окажут существенную помощь в исследовании!
Анкета имеет анонимный характер, и все ответы будут использованы в обобщенном виде, вместе с ответами других участников.
Заранее благодарим Вас за помощь!
1. Ваш возраст?
1) 18-25;
2) 26-32;
3) 33-40;
4) 41-48;
5) 49-57;
6) 58-65;
2. Ваш пол?
1)мужской
2)женский
3.Ваше семейное положение?
1)женат (замужем)
2)холост (не замужем)
3)разведен (разведена)
4)вдовец (вдова)
4.Ваше образование?
1)базовое
2)среднее
3)среднее специальное
4)высшее
5.В настоящее время Вы работаете?
1)да
2)нет
3)Другое _________
6. На каком предприятии Вы работаете в настоящее время?
1) на государственном
Информация о работе Занятость в торговле – социологический мониторинг