Идеология понятие, социальные функции, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или «лучше» или «хуже», в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью. Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Реферат_на тему Идеология понятие, социальные функции, виды правильный.docx

— 55.36 Кб (Скачать файл)

Эта нетерпимость к инакомыслию, именовавшаяся партийностью, превращала марксизм-ленинизм в учение, обрекшее себя на изоляцию, то есть, в учение, ставшее невосприимчивым ко всем появившимся после его возникновения философским, социологическим и экономическим теориям.  Идейный изоляционизм, идеологическое отчуждение оказалось одной из главных причин догматизации коммунистической идеологии ещё до того, как она в результате революции стала официальной идеологией в обществе, где все, в чём-либо не согласные с ней теории, были запрещены.

 

    1. Национал-социализм и фашизм

Согласно американским социологам Х. Герту и К. Миллсу дающим пространное определение национализма, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство, с обществом, где состояние ума, характерное для определённой группы людей с однородной культурой, проживающих в тесной ассоциации на данной территории, разделяющих веру в собственную отличительность от других и в общую для них судьбу».  А также – это «чувство, объединяющее группу людей, имеющих реальный или воображаемый общий исторический опыт и проявляющих стремление жить в будущем в качестве отдельной группы»12.

Наряду с этим – нейтральным  – словоупотреблением весьма широко распространено иное, нормативно нагруженное  использование термина «национализм». Согласно многим немецким авторам, национализм представляет собой преувеличенное, гипертрофированное проявление национальных чувств, а националистические чувства суть, гипертрофированная форма национальных чувств. Равным образом в российской традиции с давних пор утвердилось противопоставление национализма патриотизму. Словарь В. Даля определяет национализм как «узкий патриотизм, шовинизм». Современные словари русского языка связывают национализм с «идеологией и политикой национального превосходства, противопоставлением своей нации другим», а также с проявлениями «чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости».

Национализм тесно связан с обобществлением усилий по интеграции или дезинтеграции государств в  мировом сообществе.  Однако этим функции национализма не исчерпываются. Национализм далеко не всегда непосредственно связан с действиями по укреплению или подрыву национальных государств. Он подпитывается чувствами и ожиданиями людей, которые ищут решение острых проблем собственного существования в национальной солидарности на основе общей истории, языка или культуры. Национализм обладает вполне определённой структурой. Элементами данной структуры является представление о нации как об органическом сообществе, вера в антропологическую естественность национальной принадлежности индивидов, приоритет принципа нации как морального критерия, а также выделение данного принципа в качестве единственного источника власти и авторитета.13

Фашизм, как крайняя форма  национализма, представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических, наиболее империалистических, наиболее реакционных элементов  финансового капитала, именно финансового  капитала, где сам народ лишь инструмент в борьбе за сверхприбыли.  В период с 1922 по 1945 гг.  к власти пришли фашистские партии и движения: в Италии –  возглавляемая Б.  Муссолини Национальная фашистская партия, в Германии –  Национал-социалистическая рабочая  партия, или нацистская партия, руководимая  А.  Гитлером, представлявшая его  национал-социалистическое движение.

Особенностью периода  после Второй Мировой Войны стало  возникновение течений, которые  попытались соединить фашистские идеи и ценности с некоторыми элементами из традиционных идеологий.  Эта тенденция получила название «новой правой». В настоящее время внутреннюю государственную политику, схожую, по мнению многих специалистов с неофашизмом, проводят такие государства как Эстония и Латвия.  В этих странах ежегодно проводятся нацистские парады, парады СС, награждаются ветераны СС, устанавливают памятники фашистам, и сносятся памятники советским солдатам-освободителям.

 

Заключение

Идеология – это система  взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей  к действительности и друг к другу, выражающих интересы различных социальных классов, групп, обществ. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения путём пропаганды самой себя Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная.  Эта сторона идеологии представлена появлением СМИ (средство массовой информации), начавшими своё распространение с середины XIX века.  Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире, а различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.

Но на деле любая идеология  всегда неполна, всегда излагает только часть породившего её философского учения, всегда связывает эту часть  с привычными для народа представлениями. Таким образом, можно сделать следующий вывод:

а) идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди которого она распространяется

б) разные идеологии, построенные  на основе одной и той же философии, могут и противоречить друг другу.

 

Список литературы

  1. Алексеев, П.В. Социальная философия ценности - мораль – идеология – М.: Проспект, 2005. - 363c.
  2. Гаджиев, К.С. Введение в геополитику: – М.: Логос, 2003. -400с.
  3. Дербишайр, Д.Д. Политические системы мира – М.: Рипол Классик, 2004. - 368с.
  4. Ирхин, Ю.В., Зотов, В.Д,, Зотова, Л. В. Политология – М.: Проспект, 2005. - 253c.
  5. Исаев, Б.А. Политология: краткая хрестоматия - СПБ.: Алгоритм, 2008. - 698с.
  6. Кара-Мурза, С.Г. Идеология и мать её наука: монография - М.: Алгоритм, 2002. - 291с.
  7. Лисичкин, В.А. Война после войны: информационная оккупация продолжается – психологические войны – идеология/ В.  А.  Лисичкин, Л.  А.  Шелепин.  – М.: Алгоритм, 2005. - 391с.
  8. Малахов, В.С. Национализм как политическая идеология: национализм – М.: Университет Книжный дом, 2005. - 600с.
  9. Саркисянц, Мануэль Английские корни немецкого фашизма – СПб.: Академический проект, 2003. - 999с.
  10. Хайек, Ф.А. Дорога к рабству. Социалистическая идеология – М.: Алгоритм,2005. – 692с.

1 Алексеев П.В. Социальная философия ценности - М., 2005.–253С.

2Гаджиев К.С. Политология.- М.,2005. – 460С.

3Ирхин Ю.В., Зотов В. Д., Зотова Л.В. Политология. - М., 2002.-202С.

4 Тургаева А.С., Хренова А.Е. Политология. - СПб.,2005. – 360С.

5Алексеев П.В. Социальная философия ценности - мораль – идеология.- М., 2005. – 253С.

6Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Социалистическая идеология – М., 2005. – 262.С.

7Гаджиев К.С.Введение в геополитику - М., 2003. – 429.С.

8Ирхин Ю. В., Зотов В.Д., Зотова Л.В . Политология. - М.,2005. – 253С.

9 Исаев И.Б.Политология : краткая хрестоматия – СПб., 2008. – 118С.

 10Исаев И.Б.Политология : краткая хрестоматия – СПб., 2008. – 218С.

11Исаев И.Б.Политология : краткая хрестоматия – СПб., 2008. – 220С.

12Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Социалистическая идеология - М., 2005. – 262С.

13Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: национализм – М., 2005. – 315С.

 


Информация о работе Идеология понятие, социальные функции, виды