Изучение социальных потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе нами будет рассмотрено определение термина «потребность», классификация потребностей естественных и более подробно социальных, а так же социологические способы и приемы изучения и выявления социальных потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие потребности. Классификация потребностей…………….……..4
2. Социальные потребности и их изучение…………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

2013.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим некоторые  виды сбора информации.

Анкетирование.

Это самый распространённый в социологии метод исследований и главный инструмент социолога, по большому счету. Чтобы грамотно составить анкету для изучения социальных потребностей, необходимо владеть информацией о том слое общества, который является объектом исследования. К примеру, необходимо узнать ценностные ориентации в плане создания семьи у студентов старших курсов. Для этого нужно отталкиваться от изучения стиля жизни студентов, их доходов, в целом ценностных ориентаций, определить, как они сами понимают термин «семья» (самому провести операционализацию этого понятия, разбить на пункты понятие брака и сожительства) и пр. Важно понимать, что логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

Интервью.

Интервью является вторым по популярности методом исследования в социологии и позволяет выявить скрытые мотивы респондента, который о чем–либо не хочет или не может по определенным причинам говорить напрямую. Следовательно, интервью – это обязательно целенаправленная беседа. Если проводить интервью с целью выявления социальных потребностей, то необходиом затрагивать такие сферы, как брак, работа, отдых, задействованность в общественных событиях и пр. Интервьюер сам должен быть подробно об этом информирован, чтобы верно трактовать ответы респондента. Характерная черта интервью – доверительная обстановка, так как интервью глубоко персонально. По ходу беседы интервьюер меняет порядок вопросов, в зависимости от сказанного задаёт новые, выясняет подробности, которые раньше мог и не знать. Впечатляющим примером применения интервью являются знаменитые Хоторнские эксперименты, состоявшиеся в США в 1927 – 1932 годах. Группа гарвардских психологов и социологов во главе с Элтоном Мэйо опросили 20 000 респондентов с целью обнаружить скрытые факторы сознательного ограничения нормы выработки. Люди могли, но не хотели выполнять задание на 100 процентов. Когда выяснилось, что материальные факторы (освещение, паузы отдыха и зарплата) не влияют на производительность труда, учёные обратились к глубинному интервью. Было установлено, что причиной является «тонкая структура» межличностных отношений в малой группе, т.е. составляющая социальных потребностей. Любой рабочий свободно мог выполнить задание, но не делал этого, боясь, что администрация срежет расценки. Возникал групповой сговор, защищавший людей от произвола начальства (социальная потребность в коллективе). «Договорные нормы» уважались рабочими как единственный закон поведения. Никакая анкета не могла обнаружить то, что респонденты намеренно скрывали от учёных. Только глубинное интервью, доверительная беседа приоткрыли занавес над тщательно скрываемой тайной.

Наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие действительности. Наблюдение основано на какой–то определённой цели или задачах исследования. Наблюдение всегда располагает какими–то техническими средствами и концептуальными средствами. Наблюдение достаточно объективно, и косвенно т.е. объектом наблюдения выступает не сам объект, а его взаимоотношение с другими объектами. Наблюдение может быть как скрытым так и явным, а так же включённым и не включённым. На мой взгляд, оно эффективно при изучении потребностей в труде, так же в поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих и пр. Наблюдать можно взаимоотношения между людьми, учреждениями и их посетителями, взаимоотношения между сотрудниками и подчинёнными.

Так же используется такой  метод, как эксперимент. Но редко, так  как его сложно спланировать, этот метод трудоемок и влечет за собой  большие денежные затраты. К примеру, человека могут поместить в необычные для него условия – жить в семье, работать в новом коллективе, на новой должности, общаться с новыми людьми, иметь больше денег и пр. Все это будет внешними факторами, которые станут причиной изменения социальных потребностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можем подытожить, что потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения.

Социальные потребности являются не естественными, а приобретенными, они возникают по мере социализации человека – его включения в общественную жизнь, приобретения новых знаний, навыков, материальных ценностей и пр. Вместе с этим социальные потребности становятся предметом социологических исследований, так как они взаимосвязаны с другими потребностями и детерминируют поведение человека в социуме.

Социология располагает большим количеством методов изучения и сбора информации. А результатом является прогноз развития общества, а в данном случае – прогноз изменения социальных потребностей человека на основании изменений в социуме.

Человек постоянно в чем–то нуждается, он никогда не будет удовлетворен тем, что у него есть, а следовательно, одни удовлетворенные потребности со временем будут заменяться новыми, так как и человек, и общество находятся в постоянном развитии. Для того, чтобы изучить социальные потребности, необходимо изучить личность и состояние общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. – М., 2000.

2. Дятченко Л.Я., Иванов  В.Н. и др. Социальные технологии. – М., 1995.

3. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.

4. Радаев В.В., Шкаратан  О.И. Социальная стратификация. – М., 1996.

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2001.
  2. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1987.

7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. – Кн. 1. – М., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Изучение социальных потребностей