Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 07:45, реферат
В XVI-XVII вв. идеи инженерии и развития техники на основе инженерной деятельности были всего лишь замыслом и воплощались в отдельных практических образцах. Но по мере развития новой науки и инженерии, а в XIX-XX вв. - индустриального производства, целиком опирающегося на инженерию и проектирование, - облик нового технического мира становится все более ощутимым.
Введение
В XVI-XVII вв. идеи инженерии и развития техники на основе инженерной деятельности были всего лишь замыслом и воплощались в отдельных практических образцах. Но по мере развития новой науки и инженерии, а в XIX-XX вв. - индустриального производства, целиком опирающегося на инженерию и проектирование, - облик нового технического мира становится все более ощутимым.
Среди источников, определяющих функционирование и развитие техники, важное место занимает научно-инженерная картина мира, сложившаяся в конце XIX - начале XX в. Картина мира представляет собой образ той действительности, из которой исходит специалист. Существует природа, мыслимая в виде бесконечных процессов, энергий. Ученые описывают в естественных науках законы природы и строят соответствующие теории. Опираясь на эти законы и теории, инженер изобретает, конструирует, проектирует инженерные изделия (машины, механизмы, сооружения). Массовое производство, опираясь на инженерию, производит вещи, продукты, необходимые человеку и обществу. В начале этого цикла стоят ученый и инженер - творцы вещей, в конце - их потребители. В соответствии с традиционной научно-инженерной картиной мира считается, что познание и инженерная деятельность не влияют на природу, из законов которой инженер исходит, что техника как результат инженерной деятельности не влияет на человека, поскольку является созданным им средством, что потребности естественно растут, расширяются и всегда могут быть удовлетворены научно-инженерным путем.
Эффективность инженерной деятельности
проявилась при создании как отдельных
инженерных изделий, так и более
сложных технических систем. Если
Гюйгенс сумел создать
обладать еще и особым типом мышления, отличающимся и от обыденного и от научного. Инженер, особенно сейчас, обязан быть всесторонне образованным, высококультурным человеком, имеющим передовое научное мировоззрение. Без этого невозможна реализация его основной цели - быть проводником прогрессивных научных идей, без этого невозможно его нравственное отношение к технике и работающим с ней людям.
Что означает слово «техника»? Как и когда возникло слово «инженер» и сама инженерная деятельность как профессия? Чем отличаются техническая и инженерная деятельности?
Слово «техника» (греч. и лат. tehne- искусство, мастерство) имеет несколько значений. Оно может быть истолковано как мастерство, умение, сноровка, т.е. как система определенных навыков, выработанная для любого применения. В более узком смысле техникой называют орудия труда, с помощью которых человек оказывает воздействие на природу (изготовление разнообразных предметов, процессов и явлений). Техника рассматривается как специфическая человеческая деятельность - техническая деятельность, посредством которой человек выходит за пределы ограничений, налагаемых его собственной природой. Техника - это также система технических знаний, включающая в себя не только научные, но и различные конструктивные, технологические и другие подобные знания, выработанные в ходе технической практики (технологии). Современная техника тесно связана с наукой.
Родственным слову «техника» считается слово «инженер». Оно произошло от латинского корня ingeniare. Что означает «творить», «создавать», «внедрять». Слово «ingenious» было впервые применено к некоторым военным машинам во II в. Человек, который мог создавать такие хитроумные устройства, стал называться - ингениатор (изобретатель), также и слово «механик» в первом своем значении применялось к умельцу, создателю машин.
Инженерная деятельность
вначале носила военный характер,
т.к. инженер руководил созданием
военных машин и
руководит созданием сложных искусственных сооружений.
В XIX в. с развитием машинного производства появились многочисленные инженеры-механики. В ХХ в. инженерия разделилась на множество групп и подгрупп: физическая (электрическая, оптическая, механическая и т.д.), химическая, биохимическая инженерия, информационная и вычислительная техника представляют собой лишь некоторые ее разделы. Но они имеют характерную черту: инженер - это не тот, кто действительно делает искусственный объект, а тот, кто управляет процессом его создания, планирует или проектирует сложную техническую систему.
Инженерная деятельность выделилась на определенном этапе развития общества из технической деятельности, которая присуща человеческому обществу на самых ранних его стадиях и связана с изготовлением орудий труда. Она возникает тогда, когда изготовление орудий уже не может основываться только на традиции, ловкости рук, смекалке, а требует ориентации на науку, целенаправленное использование для этого научных знаний и методов. Теперь именно инженерная деятельность занимает промежуточное место между исполнительской технической деятельностью и наукой.
Предыстория инженерной деятельности разворачивается в недрах технической деятельности длительного периода ремесленного творчества (первобытного, античного рабовладельческого, средневекового феодального обществ). Но только в условиях раннего капиталистического общества создаются условия для того, чтобы она постепенно стала особой профессией, имеющую ориентацию на научную картину мира и целенаправленное применение в технической практике научных знаний.
В древности не было сознательной ориентации техников на науку вплоть до эпохи Возрождения. Тем более не было и не могло быть профессиональной организации инженеров. Современная культура, начиная с эпохи Возрождения, ориентированна на создание, изобретение нового, на научно-технический прогресс.
Выделившись из природы, человек
создал вокруг себя «искусственный мир»,
«вторую природу», без которой
немыслимо существование
Современный человек склонен оценивать явления далекого прошлого с точки зрения сегодняшнего дня. И с этой точки уже у древних вавилонян можно найти зачатки дифференциального исчисления, а в древнем Египте - инженеров. Знания вавилонян об окружающем их мире были созданы практической необходимостью. Многие из этих знаний так и остались в области чистой практики и передавались из поколения к поколению только устно (например, как большинство ремесленных приемов, навыков и рецептов). Нет данных о том, что древние строители занимались техническими расчетами. И хотя человечество до сих пор удивляется красоте и грандиозности египетских пирамид, вряд ли можно назвать создателя первой из них инженером в современном смысле этого слова.
Создание пирамид основывалось
на традиции, в течение многих веков
выработанной культовым зодчеством.
Планировка часто осуществлялась по
определенному древнему образцу - канону.
Поэтому в культовых зданиях
этой эпохи прослеживается связь
с определенными элементами подобных
зданий более древних культур. Такая
преемственность облегчалась
Американский философ
и историк техники Льюис
Еще до возникновения современной
проектной культуры в культуре канонической
можно предположить существование
некоторых пока неразвитых потенциальных
проектных функций. Эти функции
по отношению к технической
В период античности отношение к мифу как к господствующей форме общественного сознания начинает постепенно меняется. Из безусловного участника реальности он превращается в художественный образ, способ выражения мысли и чувств художника или поэта.
Научное познание в этот период отождествлялось с созерцанием природы, всматриванием, вслушиванием в нее. Подлинная цель науки виделась в усмотрении истины в природе, а всякое практическое действие с природными объектами рассматривалось как мешающее ему, затемняющее истину. В античности теоретическая и практическая деятельности были четко разграничены. Именно в античной культуре были впервые сформулированы ценность и реальность чистой науки. Получение «знания ради знания» рассматривалось как высшая форма человеческой деятельности. Так сложилось противоречие теории и практики.
Но это вовсе не значит, что античная философия и наука никак не были связаны с практическими нуждами общества. Так, Сократ, будучи сыном скульптора, имел также некоторое количество обще признанных работ в этой области. Философ Анаксимандр создал солнечные часы с устройством указывающим равноденствие и солнцестояние. Платону приписывают изобретение водяного будильника, который собирал ранним утром учеников академии на лекции и занятия. Даже в биографии первого древнегреческого философа Фалеса, одного из мудрецов, деятельность которого Платон и Аристотель ставили как образец «созерцательной жизни», имеется интересный факт. По свидетельству Диогена Лаэртского, желая показать силу знания, он однажды в предвидении большого урожая оливок снял в наем все маслодавильни и этим нажил много денег. А перевод войск Креза через реку Галис (при соответствии этого действительности) говорит о высокой квалификации Фалеса в чисто инженерных вопросах.
Архимеда соотечественники
считали отрешенным от земных проблем
геометром-мудрецом. Такое представление
не совсем соответствует
Иногда удивительные достижения Архимеда в практической области подвергаются сомнению. Например, сообщения древних авторов о том, как он один с помощью механических приспособлений (системы блоков) сдвинул с места полностью груженый корабль, или легенда о сожжении им неприятельского флота с помощь зеркал.
Можно ли утверждать, учитывая заслуги Архимеда, что он был инженером? Ведь при всем этом он не считал эти достижения для себя решающими и не стремился закрепить за собой их авторство. Как и другие античные философы и механики он следовал в своей деятельности идеалу построения научного знания. Работа Архимеда «О плавающих телах» построена строго в соответствии с научными нормами: выдвигаются аксиомы, на основе которых доказываются теоремы, при доказательстве которых используется знание предыдущих теорем. В этой работе не приведены описания практических моделей, наблюдений или опытов. Тем не менее, Архимед использовал практические знания о реальных жидкостях и телах, осуществляя действия схожие с постановкой современного опыта. Так широко известен ставший классикой случай с золотой короной царя Гиерона, когда великого геометра попросили определить количество золота, ушедшего на ее изготовление.
Архимед строго различает
доказательство определенного положения,
проведенное математически (теоретическое
обоснование), и практическое усмотрение
того же положения с помощью