Информационные войны на фоне процесса глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:46, реферат

Краткое описание

На фоне глобализации информационных процессов, быстрейших темпов развития информационных технологий, позволяющих политическим деятелям в своих целях и интересах манипулировать информационным пространством, взаимодействиями массовых коммуникаций и их аудитории, проблемы информационных войн актуализируются.

Содержание

• Введение …………………………………………………………..3-4
• Понятие информационной войны ……………………………… 4-5
• Информационные войны и СМИ ………………………………. 6-8
• Технологии информационного обеспечения глобализации … 8-11
• Использование истории как идеологическое обеспечение информационных войн …………………………………………... 11
• Заключение ……………………………………………………….. 12
• Список использованной литературы ……………………………. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Информационная война.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мирошников Игорь Игоревич

Информационные  войны на фоне процесса глобализации

 

 

Реферат по предмету «Парадоксы развития российского общества» студента

4-го курса очной  формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

 

Вельмакин Михаил Вадимович

 

                                  


 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Содержание

    • Введение …………………………………………………………..3-4
    • Понятие информационной войны ……………………………… 4-5
    • Информационные войны и СМИ ………………………………. 6-8
    • Технологии информационного обеспечения глобализации … 8-11
    • Использование истории как идеологическое обеспечение информационных войн …………………………………………... 11
    • Заключение ……………………………………………………….. 12
    • Список использованной литературы ……………………………. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На фоне глобализации информационных процессов, быстрейших темпов развития информационных технологий, позволяющих политическим деятелям в своих целях и интересах манипулировать информационным пространством, взаимодействиями  массовых коммуникаций и их аудитории, проблемы информационных войн актуализируются.

Понятие «информационная  война» в ходе истории включило в себя множество явлений, обнаруживающих себя при взаимодействиях народов, масс, социальных групп. В разное время в соответствии с конкретными целями воздействия  на людей «информационная война» обозначалась как пропаганда, антипропаганда, техника дезинформации, психологическая война и т.д.

В процессе демократизации общества и глобализации информационных процессов, что означает участие в социальной жизни все большего количества человеческих сообществ, стало очевидным обособление явления информационной войны. В настоящее время имеет место процесс переосмысления сложившегося образа информации и сущности информационных войн, ее методов и целей. Для современного мира в условиях глобализации характерными являются информационные войны, цель которых – это манипуляция общественным сознанием, намеренная подмена смысла или содержания того или иного явления, когда при сохранении идентичных внешних признаков, явление приобретает деструктивный смысл.

Любые пропагандистские компании и манипуляции основываются на эффекте резонанса, когда информация, направленная на изменение восприятия обществом того или иного явления, маскируется под стереотипы и знания, которые уже существуют в данной социальной общности, на которую направлена пропагандистская кампания. С развитием технологий информационных войн все более актуальной становится разработка средств противодействия манипуляционным технологиям и развитие методов защиты информационного пространства, основанных на демократических нормах свободы слова.

 

Понятие информационной войны

Информационно-психологическая война велась во всех войнах и противостояниях человечества, однако особые черты обрела именно в условиях глобализации.

Информационная война  есть совокупность мероприятий, предпринимаемых  в целях достижения информационного  превосходства над противником путем воздействия на его информационные системы, процессы, общественное и индивидуальное сознанием и подсознание населения и состава вооруженных сил, при одновременной защите собственной информационной среды. Ее содержание в основном составляли действия противостоящих сторон по распространению дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки и ориентацию населения, состава вооруженных сил и лиц, принимающих решения, с целью формирования общественного мнения, выгодного для воздействующей стороны.

Заметные количественные и качественные изменения информационная борьба стала претерпевать по мере того, как началось создание единого  мирового информационного пространства. Современная научно-техническая революция произвела настоящий переворот в информационной борьбе. Все больше сил и средств вовлекается в информационную борьбу, ее последствия становятся все более масштабными.

 «Информационная война» - широкое понятие, включающее в себя множество аспектов. В настоящее время некоторые специалисты по вопросам информационной безопасности выделяют следующие аспекты информационной войны: деятельность благотворительных международных фондов, клубов, сект; использование в соответствующих целях нейролингвистического программирования и т.д.

Информационное общество относится к числу конструкций, в создании которых важнейшую роль играют как естественные механизмы самоорганизации, так и развитие информационных технологий. Поэтому его нельзя определить как результат только самоорганизации общества или как результат очередной технической революции, сводя процесс его формирования к развитию средств, облегчающих информационное воздействие. Параметры информационного пространства задаются всем многообразием геополитических, историко-социальных, природных условий существования общества. Доминирующая модель мира должна быть адекватна этим условиям. В противном случае, несмотря на поддержку СМИ, происходит процесс отторжения и разрушения модели мира, претендующей на главенствующую роль и формирование более адекватной историческим и социальным условиям модели. В этом отношении, национальную модель можно искоренить только вместе с самим народом. Именно в силу этих обстоятельств, для того, чтобы успешно противостоять манипуляционным технологиям, необходимо взвешенное и компетентное исследование национальной модели мира российского общества.

Информационные технологии создают реальную возможность для  резкого ускорения экономического, научного, культурного развития планеты, для объединения человечества в  сообщество, осознающего свои интересы и ответственность за судьбу мира, как общие. В то же время, они же могут стать средствами разделения мира и усиления конфронтации.

Целью информационной войны  является прорыв информационной психологической  защиты общества и продвижение диссонирующих факторов и интерпретаций с периферии общественной саморефлексии в центральное ядро модели мира, с целью разрушения системы ценностей общества и его дестабилизации на духовном, политическом и экономическом уровне.

 

 

Информационные  войны и СМИ

В ХХ в. средства массовой коммуникации становятся своеобразным орудием политической власти, манипулятором общественного мнения, во многом предопределенного теми, кто контролирует мир СМИ как самый мощный инструмент оперативного управления массовым сознанием. Человек начала XXI века живет в уже изменившемся социальном мире. Основным фактором, изменившим этот мир, являются медийные коммуникационные технологии. Сегодня социальный субъект является тем более значимым, чем  он информированнее, чем в большем числе медийных коммуникаций он участвует. Пространство глобально-медийной сети становится неотъемлемой частью повседневности.

Медиакультуру можно  определить как совокупность  информационно-коммуникативных  средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Роль медиакультуры в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах.

Демонтаж системы ценностей  начинается с выявления уязвимых мест в смысловом пространстве противника, определения диссонирующих фактов, стереотипов и представлений, которым затем с помощью пропагандистской кампании в СМИ придается фундаментальное значение. При этом в качестве альтернативы обществу предлагается модель мира, основанная на иллюзиях и стереотипах данного общества, но не укорененная в его исторической памяти, национальных традициях, глубинных психологических установках и прямо противоречащая социально-историческим условиям его существования.

Деятели СМИ учитывают, что основная идея, лежащая в основе нового подхода  к политике, состоит в том, что если индивидуальный выбор и его результаты не подвластны контролю со стороны общества, то правила, которыми руководствуются при выборе, доступны для него, и поэтому они могут быть изменены благодаря коллективным усилиям индивидов, составляющих гражданское общество.

По утверждению Г. Почепцова, информационное оружие не разрушает информационное пространство, а опирается на него. Информационное оружие само формирует  информационное пространство под себя, поскольку по сути своей информационное оружие и является средством интенсивного введения тех или иных сегментов нового информационного пространства. Коллизии возникают из-за несоответствия введенных сегментов уже имеющимся1.

Одним из основных признаков  информационной атаки является тоталитарность воздействия: резкий дисбаланс позитивных и негативных сообщений в подборке материалов, исключение широкого и корректного обсуждения противоположных мнений и точек зрения. Когда в СМИ вытесняется рациональная компонента, и дискуссия идет на уровне эмоций, наклеивания ярлыков и личных обвинений, то лишь способствует формированию в массовом сознании совокупности мифов, производных от интересов влиятельных социальных групп. В данной связи демократичность и открытость СМИ, в противоположность тотальности, проявляется в широком и компетентном обсуждении проблем с учетом всех существующих точек зрения, а не в вытеснении оппонентов на периферию общественной саморефлексии и пропаганде мифов ситуации искусственно созданного дисбаланса и информационного вакуума. Отсутствие в СМИ (особенно, в электронных) плюралистической аналитической информации, черно-белое видение мира, - является одним из симптомов тоталитарности средств массовой информации, их подверженности манипуляционным технологиям.

Таким образом, одна из причин возникновения базиса для информационной войны состоит в том, что «Запад сегодня заинтересован в том, чтобы сделать мир однородным, упростив его в качестве объекта управления. Но если при этом ссылаются еще и на прогресс и его закономерности, то здесь впору возразить: упрощение и унификация являются, по большому эволюционному счету, не прогрессом, а регрессом»2.

 

Технологии  информационного обеспечения идеи глобализации

Резкое увеличение объёмов  информации, с которым столкнулся современный человек, детерминирует новые, а так же новые положительные и отрицательные тенденции в этой области. Информационная война лежит в рамках подобных изменений. Цивилизация резко усилила эту свою составляющую, в какой-то мере выпустив её из-под контроля. Эволюция информационных технологий способствует тому, что методы информационного воздействия становятся всё более точечными, ориентированными на ключевых информаторов и лиц, принимающих решения. Если раньше пропаганда была ориентирована на захват и манипулирование всем сознанием человека, вовлечённым в драматургию массового психоза, то в настоящее время происходит захват и манипуляция одной из сторон личности, когда в целом человек остаётся абсолютно нормальным, трезво оценивающим действительность.

Однако информационные технологии сами по себе ещё не решают проблем духовно-информационной организации общества, в котором, действительно, информация становится новым идолом.

Анализируя различные методы, применяемые сегодня для оправдания искусственной глобализации, можно прийти к выводу, что одним из основных условий развёртывания манипуляционный программы является отсутствие альтернативной информации, информационный вакуум по определённой проблеме, когда целой аудитории всеми возможными способами навязывается только одна модель решения, внушается её безальтернативность и неизбежность. В этом отношении, отсутствие публичного дефицита времени, когда навязываемое решение должно быть принято без должного анализа альтернатив в чрезвычайно ограниченный период времени в силу тех или иных мифических причин (формирование в массовом сознании ощущения надвигающейся катастрофы, чудовищного кризиса, из которого только и можно спастись единственно верным решением и т. д.). Примером здесь может служить обоснование в СМИ модели «шоковой терапии», которая преподносится как единственно верный, безальтернативный способ выхода из ситуации надвигающейся катастрофы, хотя в тот момент уже существовали далеко не радужные результаты применения «шоковой терапии» в Польше.

Многие из составляющих современной информационной войны имеют глубокие исторические корни. Информация на всех этапах исторического развития являлась объектом борьбы. Механизмы, используемые для распространения вражды между странами и народами, включают политическую пропаганду, религию, СМИ, сферу образования, кинематографа и т. д. При этом субъект восприятия – народ, этнические группы, превращающиеся в объект воздействия, нередко – прямой манипуляции. И лёгкость формирования позитивных и негативных стереотипов, и их устойчивость оказываются зависимы как от эффективности технологий и инструментов воздействия, так и от психологических качеств массового субъекта-объекта – народа, этноса.

Возникновение PR в массовом обществе подчёркивает качественную роль общественного мнения. В повседневной практике масс-медиа используются борьба за попадание в фокус общественного внимания, примеры технологий привлечения внимания, находит выражение порождение благоприятного контекста как коммуникативная задача при освещении события. Заимствуя инструментарий теорий PR-кампаний (установление проблемы, планирование, действие и коммуникации, оценка, коммуникативный аудит события). Важным оказывается корпоративный имидж. Методов воздействия у PR не меньше, а даже больше чем у рекламы, потому, что этим способом продвигается на рынок всё – от политических деятелей и их идей, до товаров народного потребления. В деятельности PR наличествует не только и не столько прямой призыв к действиям, сколько стремление к формированию определённых позиций массовой аудитории, что само по себе является изменённым видом пропаганды.

Информация о работе Информационные войны на фоне процесса глобализации