Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 18:44, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена возрастающей популярностью аниме, а так же «аниме-сообщества». Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры (как правило, в жанре visual novel). При экранизации обычно сохраняется графический стиль и другие особенности оригинала. Реже используются другие источники, например, произведения классической литературы. Есть также аниме, имеющие полностью оригинальный сюжет (в этом случае уже само аниме может послужить источником для создания по нему книжных и манга-версий).
Введение
§ 1 Выбор темы, ее актуальность и степень изученности…………....…...........3
§ 2 Цели и задачи работы……………………………………………….……...…4
§ 3 Источники и методы исследования……………………………………….....4
Глава I
ЧТО ТАКОЕ АНИМЕ?
§ 1 История «аниме»……………………………………………….…….…………5
§ 2 Жанры аниме……………………....…................................................................6
§ 3 Кто такие отаку и мотивация …………………………………………............6
Глава II
СООБЩЕСТВО
§ 1 .Основные характеристики сообщества…...……………………………..........8
§ 2. Пространство общения……………………….………………………..…..…..9
§ 3. Символика…………………………………………..………………..…..….....10
§ 4 .Традиции…………………………………………………………………..…....11
§ 5 .Межгрупповые отношения…………………………………..……………......11
§ 6 .Вхождение в группу………………………………………..……..……...….....11
§ 7 .Субкультура ли?…………………………………………….……………..…...12
Вывод…………………………………………………...……....................................13
Список источников………………………
ГЛАВА II. СООБЩЕСТВО.
§1. Основные характеристики сообщества. Сообщество анимешников2, как правило, имеет территориальную привязку к конкретному городу, хотя существуют некоторые сайты, объединяющие сообщества нескольких городов.
Одни зададут себе вопрос: «Кто они такие, эти анимешники, и чем они занимаются?» Другие же сразу ответят: «Это те взрослые люди, которые в свои двадцать лет до сих пор считают себя детьми и смотрят мультики с утра до ночи...»
Анимешник на самом деле чем-то похож на ребенка. Он может вести себя наивно и размышлять так же среди своих единомышленников. Но на самом деле это обыкновенный человек с обыкновенными проблемами и вопросами в его жизни. Он так же учится в школе, как и все дети, так же посещает лекции университета, как и все студенты, работает, как все взрослые люди... У него есть семья, домашние заботы, проблемы на работе или в школе. Все так же, как и у обычного человека...
«Только из-за того, что этот человек любит мультики, его называют анимешником? Я люблю фильмы, мой брат фанатеет от видеоигр, значит, мы тоже являемся чем-то схожим?..» – спросите вы. Как бы там ни было, что бы там ни говорили, но если человека «прозвали» анимешником, то он это «заслужил».
А еще анимешники часто употребляют смайлики, как в смс’ках, так и в школьных тетрадках или студенческих конспектах. Личности, что ни говорите, творческие. Даже если их творчество иногда проявляется не совсем в то время и в том месте.. Около 40% опрошенных упоминает об увлечении фото - и видеосъемкой, 37% занимаются музыкой, около 30% - компьютерным программированием, 25% -туризмом. Также среди упомянутых увлечений фигурируют изучение иностранных языков, театр, граффити, анимэ, КВН и т.д. Трое информантов упоминают об увлечении психологией, гипнозом, и так называемым «пикапом» (Приложение 3, диаграммы 1,2,3,4,5).
Чем занимаются анимешники?
Обычный человек, увлекающийся аниме, во-первых, смотрит аниме. Кто по телевизору, кто покупает диски на рынке (честно признаться, раньше было очень тяжело найти что-то подобное на DVD; ни один из продавцов даже малейшего понятия не имел, что такое это «аниме»; только несколько лет назад это увлечение стало столь популярным, что взрослые дяденьки начали зарабатывать на этом деньги). Во-вторых, он как-то пытается усилить свое увлечение: начинает рисовать героев аниме, писать продолжение любимого закончившегося сериала или же придумывать его новые сюжеты старых серий...
Еще анимешники интересуются мифологией, традициями Японии, мистическими существами и явлениями, астрономией, психологией и не только, ведь все это тесно связано с сюжетами аниме и его героями. Если анимешник, читающий мангу, уже никого не удивит, то переодетый в красочный костюм популярного аниме-персонажа, он уж точно привлечет к себе массу внимания. Такое чудачество называется косплей .Если не обращать внимания на некоторые странности в их поведении, например, «ня’канье» при виде чего-то красивого и милого, или «ксо’канье», если что-то не получается (заметьте, только в компании себе подобных!), их вполне можно назвать самыми обыкновенными людьми, которые ничем не отличаются от окружающих. Они не носят ярко-розовые одежды и не красят волосы в такой же цвет, как эмо, не обвешиваются цепями и не облачаются в траурные тона, как готы или металлисты, не выделяются экстра-неординарной внешностью, как панки... Изредка можно увидеть пару значков на сумке-почтальонке с разными аниме-картинками или футболку с мило улыбающейся мордашкой. А те, которые помимо просмотра аниме занимаются другой связанной с ним деятельностью и к тому же знают определенную лексику на японском, носят титул «отаку». Тру-отаку (те, кто полностью посвятил себя миру аниме) не сильно много, преобладают все же обыкновенные, скажем, просто-отаку.
§2. Пространство общения. 1) Виртуальное пространство. Нельзя сказать, что основным и единственным пространством общения является пространство виртуальное. Здесь, прежде всего, подразумевается общение на форуме, а также через программу ICQ, которая позволяет анимешника не только оперативно выяснить напрямую все личные вопросы, не вынося их на общий форум, но и общаться с участниками аниме-сообществ других городов и государств. Но непременно они содержат сленг, на котором следует остановиться для более подробного рассмотрения. Хотелось бы представить основные группы жаргонизмов, выделенных нами:
а) описывающие некоторые виды и категории аниме, а также мероприятий проводимых сообществом;
б) характеризующие героев аниме и манги,а также анимешников;
в) обозначающие некоторые предметы, используемые анимешниками;
г) деятельность анимешников (Приложение 3, таблица 3).
Также следует отметить, что для придания особой эмоциональной окраски своим сообщениям, участники сообщества используют «смайлики»
2) Реальное пространство.
«Анимка». Основной формой общения российских отаку является "анимка" - собрание трех и более отаку в произвольном месте и в произвольное время. Бывают "анимки с просмотром" (когда отаку смотрят аниме дома или у кого-либо на работе), "анимки-культпоходы" (когда отаку идут в кино смотреть аниме или японский фильм), простые анимки, анимки на природе и так далее.
«Аниме-фес». Аниме - фестиваль — общее название для события, заключающегося в сборе людей, объединённых любовью к японской культуре с упором на увлечение мангой и аниме. Как правило, это — многодневные мероприятия (в том числе косплей), проводимые в конгресс-центрах, гостиницах, или даже университетских городках. Такие фестивали являются площадкой для рекламы и распространения продукции дистрибьюторами аниме. Зачастую на аниме-фестивали в качестве почётного гостя приглашаются видные деятели в производстве манги или аниме — художники, режиссёры.
«Косплей». Коспле́й м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра») — форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры, токусацу или исторический фильм про самураев. Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты.
§ 3. Символика. Татьяна Щепанская отводит символике центральное место в структуре сообщества. Именно фиксацию символики она считает первым этапом социализации индивида внутри сообщества. При этом под символикой она понимает не только вещи, телесные черты, слова или тексты, но также и моменты времени, действия, практики и т.д.3
Определенная символика присутствует и у анимаешников, и о ней также стоит упомянуть. Сленг был достаточно подробно рассмотрен в предыдущем параграфе. Здесь же мы хотим уделить внимание визуальным символам.
В пример можно привести символ белгородского аниме-сообщества "белка" (Приложение 3, рисунок 1). Логотип клуба представляет собой стилизацию под каллиграфию, иероглифы, собственно, гласят "белка" и, одновременно, улыбающийся смайлик "^_^" начертание мордочки белки.
Помимо белгородского символа аниме, многие аниме-клубы имеют свою собственную символику. Это, как правило, изображение группы схожих предметов, но в то же время имеющих свои индивидуальные различия, что символизирует с одной стороны подчинение общим правилам, а с другой – наличие ярко выраженной индивидуальности каждого из участников.
§ 4. Традиции. Традиции, вырабатываемые сообществом, осуществляют трансляцию своей культуры, способствуя социализации внутри культуры новичков, приобщению их к утвердившимся внутри нее ценностям и правилам поведения, а также сплачивают сообщество через осознание себя единой группой с общими интересами.
Итак, к традициям аниме-сообщества можно, видимо, уже отнести проведение косплеев, ежегодных фестивалей в разных городах, совместные встречи анимешников, включающие в себя совместные походы в кинотеатры, Интернет-кафе, аниме-фес, кафетерии т.д. (Приложение 3, диаграмма 6).
§ 5. Межгрупповые отношения. К таковым можно причислить, во-первых, отношения с представителями старшего поколения, с родителями, во-вторых, с правоохранительными органами, и, в-третьих, с представителями других сообществ, субкультур.
1) Отношения с
родителями, возникающие по поводу
участия индивида в данном
сообществе складываются на
2) С правоохранительными органами пока особо серьезных конфликтов не возникало. Изредка некоторые анимешники упоминают о незначительных конфликтах с сотрудниками охраны учреждений, на территории которых иногда устраиваются встречи («анимки»).
3) Отношения с представителями других сообществ и субкультур являются довольно предсказуемыми: толерантные сообщества, такие как киберпанки, экстремалы, рокеры, геймеры и т.д. являются «поставщиками» новых членов для аниме-сообщества, агрессивные сообщества, такие как скинхеды, гопники и т.д. зачастую представляют для него опасность.
Таким образом, можно заметить, что аниме-сообщество хоть и не устроило смуту в современном пространстве, но, тем не менее, вызвало довольно заметный резонанс и оказало ощутимое влияние на структуру общей культуры.
§ 6. Вхождение в группу. Наиболее популярными первичными источниками информации об аниме, судя по результатам проведенного анкетирования, является интернет, телевидение, а также информация, полученная от друзей и близких. Таблица, представляющая полученные варианты ответов на вопрос об источниках (Приложении 3, таблица 4). Как видно из таблицы, случается и так, что человек узнает об аниме случайно, становясь свидетелем проходящего фестиваля или косплея.
Вхождение индивида в сообщество начинается все же не с участия в первой анимке, а со знакомства с членами сообщества. Регистрируясь на форуме, новичок знакомится с правилами участия в аниме-сообществе и общения на форуме, указывает некоторые свои данные, как правило, не обязательные. После регистрации на форуме индивид из пассивного наблюдателя превращается в активного участника и может с этого момента уже влиять на жизнь сообщества. Однако можно без оговорок назвать его полноценным анимешником до его непосредственного участия в «анимке», в аниме-фесе, косплее. Многие отаку считают свое первое посещение таких мероприятий наиболее запоминающимся и ярким событием. С этим согласилась половина опрошенных мной информантов.
§ 7. Субкультура ли? Рассмотрев основные культурные характеристики сообщества анимешников надо сделать непростой вывод: является ли оно своеобразной субкультурой в рамках современной культуры постмодерна?
Прежде всего, нужно определиться с самим понятием «субкультура». Т. Щепанская определяет субкультуру как «знаковую и нормативную систему, способную к самовоспроизводству и относительно автономную в рамках более широкой системы культуры».4
К категории «знаковости», рассматривая сообщество анимешников можно в первую очередь отнести сленг, специфическую манеру общения на форуме, которая, существенно отличается от других виртуальных сообществ. Кроме того, идеологическая база также несет в себе определенные черты «знаковости». Что же касается внешней символики сообщества, являющейся, по мнению Щепанской, ядром вокруг которого и группируются члены сообщества, то ее существование далеко не всегда является необходимым элементом для образования новой субкультуры. Что касается способности к самовоспроизводству, выделяемой Щепанской в качестве одного из признаков субкультуры, то ее наличие в сообществе анимешников уже подтверждено временем. Для того чтобы определить отношение отаку к отдельной субкультуре, была составлена сравнительная таблица, в которой были сопоставлены анимешник и субкультуры геймеров и флешмобов (Приложение 3, таблица 5).
Итак, мы можем сделать вывод о соответствии сообщества анимешников понятию «субкультура» в принятом сейчас научными кругами значении.
Вывод. В ходе проделанной работы был рассмотрен феномен как аниме, его традиции и история, а также рассмотрены и изучены сообщества анимешников как специфическая субкультура эпохи постмодерна.
Правомерность отнесения сообществ анимешников к понятию «субкультура» обеспечена присущими ему признаками данного понятия определяемых специалистами в области культурологии и антропологии Татьяной Щепанской, Светланой Левиковой. К этим признакам относятся, прежде всего, наличие собственного ценностного строя, обычаев, норм, символики, автономности внутри господствующей культуры, наличие механизма воспроизводства.
Были рассмотрены основные этапы формирования аниме-сообществ, мотивации вступления в сообщество. Выявлено влияние сообщества на процесс социализации индивида в обществе, и доказан факт выработки определенной жизненной стратегии у анимешников на основе опыта, полученного в сообществе. Результаты исследования служат стимулом для продолжения работы в данном направлении в будущем и открывают перспективы более детального и тщательного анализа этого яркого, загадочного и незаурядного феномена.
Список источников
Литература:
Кагарлицкий Б. Восстание среднего класса. М.,УльтраКультура, 2003.
Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. ― М.: ОГИ, 2004.
Левикова С. И. Молодежная Субкультура. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
Американская модель: с будущим в конфликте. М., Прогресс. 1984. с.16-24.
Сопри эту книгу. М.:Гилея, 2003. С. 3 – 35
Тэрнер. В. Символ и ритуал. – М.:Наука, 1983
Интернет-ресурсы:
anime-zone.ru |
http://www.world-art.ru/ |
http://vkontakte.ru/ |
http://vkontakte.ru/belka_ |
http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
cosplay.com |
http://ru-anime.ru/tag/ |
anime50.beon.ru |
anime--chat.ru |
social-anime.ru |
http://www.animemanga.ru/ |
http://bel-ka.moy.su/ |
http://vkontakte.ru/gakko3 |
http://www.shinobi.ru/ |
http://www.animemagazine.ru/ |
Информация о работе Исследование «аниме» как социально-культурного феномена