Исследование «аниме» как социально-культурного феномена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена возрастающей популярностью аниме, а так же «аниме-сообщества». Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры (как правило, в жанре visual novel). При экранизации обычно сохраняется графический стиль и другие особенности оригинала. Реже используются другие источники, например, произведения классической литературы. Есть также аниме, имеющие полностью оригинальный сюжет (в этом случае уже само аниме может послужить источником для создания по нему книжных и манга-версий).

Содержание

Введение
§ 1 Выбор темы, ее актуальность и степень изученности…………....…...........3
§ 2 Цели и задачи работы……………………………………………….……...…4
§ 3 Источники и методы исследования……………………………………….....4
Глава I
ЧТО ТАКОЕ АНИМЕ?
§ 1 История «аниме»……………………………………………….…….…………5
§ 2 Жанры аниме……………………....…................................................................6
§ 3 Кто такие отаку и мотивация …………………………………………............6
Глава II
СООБЩЕСТВО
§ 1 .Основные характеристики сообщества…...……………………………..........8
§ 2. Пространство общения……………………….………………………..…..…..9
§ 3. Символика…………………………………………..………………..…..….....10
§ 4 .Традиции…………………………………………………………………..…....11
§ 5 .Межгрупповые отношения…………………………………..……………......11
§ 6 .Вхождение в группу………………………………………..……..……...….....11
§ 7 .Субкультура ли?…………………………………………….……………..…...12
Вывод…………………………………………………...……....................................13
Список источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Соколовская- работа.doc

— 479.50 Кб (Скачать файл)

Приложение 1

ИЗУЧЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Анкета для информантов

1.Имя и фамилия

2 Возраст

3.Место проживания (название города, в котором живете).

3а. В указанном городе вы:

родились и выросли, постоянно проживаете

прожили большую часть жизни

переехали недавно

проживаете временно

4. Основной род занятий:

работаете

учитесь

учитесь и подрабатываете

работаете и учитесь на курсах, ОЗО вуза и т.д.

временно не работаете

не работаете и не учитесь.

5. Укажите, какие чувства вызывает  у вас ваша работа (для работающих)

вы увлечены своей работой, она вас вдохновляет, занимает основное место в вашей жизни.

вы считаете свою работу вполне достойной и перспективной

вы считаете свою работу приемлемой т.к. она приносит вам необходимый доход, но порой она вас угнетает и раздражает

ваша работа не приносит вам радости, вы бы с удовольствием сменили род деятельности

для вас работа – исключительно способ заработка, она вас не вдохновляет и не угнетает.

6. Укажите, какие чувства вызывает  у вас ваша учеба (для учащихся  училищ, колледжей и вузов):

ваша специальность кажется вам чрезвычайно занятной и увлекательной;

 вам нравится ваша специальность, но вам не нравится как ее вам преподают;

вы не находите вашу специальность особо интересной, однако она достаточно перспективна и востребована в современных условиях;

вам нравится учиться, но вы не представляете, что будете делать по окончанию вуза, и вас это угнетает;

вы разочарованы в выбранной специальности, будь у вас возможность, вы бы ее поменяли;

вам везде весело и интересно, вы умеете находить что-то занимательное  во всем, чем бы  ни занимались;

7. Как вы выбрали свою специальность:

вас всегда интересовала ваша будущая специальность, вы пошли учиться «по зову сердца»;

из нескольких возможных вариантов вы выбрали наиболее на ваш взгляд подходящий;

вы выбрали специальность в последний момент, благодаря случайности;

решающим при выборе профессии было желание родителей;

вы пошли учиться туда, куда было легко поступить;

8. Помимо работы/учебы вы также  занимаетесь (поставить крестик):

спортом (укажите каким);

музыкой (какого стиля);

фото и видео;

техникой;

театром;

туризмом;

компьютерным программированием;

изучением иностранных языков;

живописью, другим видом искусства;

другое (укажите что).

9. Помимо работы/учебы вы также занимаетесь (поставить крестик):

спортом (укажите каким);

музыкой (какого стиля);

фото и видео;

техникой;

театром;

туризмом;

компьютерным программированием;

изучением иностранных языков;

живописью, другим видом искусства;

другое (укажите что).

10. Ваши музыкальные предпочтения (пометьте крестиком музыкальные направления, которые вам нравятся, укажите несколько ваших любимых исполнителей):

классическая музыка;

этническая;

этно-электронника, этно-рок;

джаз;

рок;

альтернатива;

ска;

рэгги;

рэп;

электронная музыка;

шансон;

поп-рок;

свой вариант.

11. Ваши литературные предпочтения (любимые литературные жанры, 2-3 автора)

12. Интересуетесь ли вы политикой? Если да, то в какой степени (2-3 фразы)

13. Если бы завтра были выборы, за кого бы вы проголосовали?

14. Каков уровень дохода вашей  семьи?

очень низкий, денег еле хватает на самое необходимое;

достаточно низкий, приходится экономить на каждом шагу;

средний, на еду и одежду хватает, но покупка товаров длительного пользования вызывает затруднения;

выше среднего, вы почти ни в чем себя не ограничиваете;

высокий, вы не задумываетесь о деньгах, которые вы тратите;

15. Определите свой темперамент

сангвиник (живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко и быстро переживающий неудачи и неприятности, отмечен высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи, эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются);

меланхолик (легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее, характерен низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью);

Холерик (быстрый, порывистый, резкий, стремительный, с силой и быстрым темпом движений, с высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, способный отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения);

флегматик (медлительный, невозмутимый, с резким уровнем психической активностью, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настороением, со слабым внешним выражением душевных состояний).

Приложение 2

Опросник для информантов.

  1 Имя и фамилия

  2 Возраст

  3.Место проживания (название города, в котором живете).

3а. В указанном городе вы:

родились и выросли, постоянно проживаете

прожили большую часть жизни

переехали недавно

проживаете временно

  4. Основной род занятий:

работаете

учитесь

учитесь и подрабатываете

работаете и учитесь на курсах, ОЗО вуза и т.д.

временно не работаете

не работаете и не учитесь.

  5 Давно ли вы увлекаетесь аниме?

  6 Из каких источников вы узнали об аниме?

  7 Хотели бы вы состоять в аниме-сообществе(клубе)?

  8 Причина участия в аниме-сообществе:

-  Я получаю удовольствие  от просмотра аниме;

-  Мне интересно общение с  единомышленниками;

-  Я вижу новый способ развлечения  в обыденной жизни;

-  Это возможность изучить другую культуру;

-  Эпатаж окружающих. Мой вызов  серому обществу;

-  Некуда деть свободное время;

-  Приезжаю понаблюдать, но не  участвую;

          -  Собственный  вариант

 

Приложение 3

                       Схема 1.

                                           Жанры аниме


 

 

 

 

 


 

 

                                                        

                                                  Схема 2

                      Способы организации проведения встреч

                                  


 

 

 

 

 

 

 

    Схема 3

                                                    Цель проведения


 

 

 

 

 

                                  Таблица 1

                          Мотивация для вступления в сообщество

Интерес, тяга ко всему новому и необычному  

11

Тяга к эпатажу, нестандартному поведению

10

Желание развеять скуку, поиск новых развлечений

8

Преодоление комплексов, самоутверждение

12


                                               Таблица 2

              Контент-анализ основных причин участия в аниме -сообществе

 

Вариант ответа

 

Я получаю удовольствие от просмотра аниме 

14

Мне интересен сам процесс участия в аниме-мероприятиях

8

Я вижу в аниме новый способ развлечения в обыденной жизни

15

Это эпатаж окружающих, мой вызов серому обществу

12

Это возможность почувствовать  себя частью большого сплоченного организма

4




                                              

 

Схема 4

 Схема мотиваций участия в «анимке» или «косплее»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Диаграмма 1(в процентах)           Диаграмма 2 (в процентах)

 Социальное положение участников                  Интерес к политике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3 (в процентах)                Диаграмма 4 (в процентах)

    Основной род занятий    Увлечение экстремальным видом спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 5 (в процентах)

Увлечения (кроме аниме)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

  Символ белгородского аниме-сообщества

 

 

Таблица 3

Таблица сленга анимешника

 

Описывающие некоторые жанры и категории аниме, а также мероприятий проводимых сообществом

    Сёнэн, спокон,  OVA, махо-сёдзё,   

Ме́ха, кодомо, гаремный сёнэн,

              косплей ,анимка,аниме-фес

Характеризующие героев аниме и манги,а также анимешников

Отаку, кавай, няшка, бисёнэн, бокэ кудэрэ, мангака, мэганэкко, нэко, сканлейт, сэйю

Обозначающие некоторые предметы, используемые анимешниками

AMV,    америме,

Артбу́к, бункобан,  ваншот, лоликон, нэко-мими, омаке манга

Деятельность анимешников

Фанфик, фанарт, сканлейт,косплей


                                   Таблица 4

                        Источники информации об аниме

Возможные варианты

Количество информантов

Интернет

13

ТВ, СМИ

8

Друзья, близкие

11

Случайное наблюдение за проходящим фестивалем

4

Заметили интересную графику на тетрадке

2

Затруднились ответить

3


                                   Таблица 5

Сравнительная таблица субкультуры анимешников и субкультур геймеров и экстремалов

 

Анимешники

Геймеры

Экстремалы

Сленг

Есть свой сленг

Отношения с родителями

Самые разные. От восторга до полного неприятия и запретов

Использование компьютера

Частое

Редкое

Предпочтения  в музыке

Различные

Рок, панк рок, альтернатива, техно

Возраст (в среднем)

От 20 до 37

От 17 до 25

От 15 до 25




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

1 Кагарлицкий. Б., Восстание среднего класса. М.,УльтраКультура, 2003-143с.

2 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30452/

 

3 Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. ― М.: ОГИ, 2004. ― 286 с

4 Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. ― М.: ОГИ, 2004. ― 286 с.

 


 



Информация о работе Исследование «аниме» как социально-культурного феномена