Исследование деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследование социальной работы с молодежью в деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.».
Задачи дипломной работы:
описать социальный портрет молодежи;
выделить социальные проблемы молодых людей в Российской Федерации;
охарактеризовать социально-правовой статус молодежных общественных организаций;

Содержание

Введение
1 Общая характеристика молодежи
1.1 Социальный портрет молодежи
1.2 Основные теоретические подходы к изучению молодежи
1.3 Социальные проблемы молодых людей в Российской Федерации
2 Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций
2.1 Социально-правовой статус молодежных общественных организаций
2.2 Содержание деятельности молодежных общественных организаций в рамках социальной работы с молодежью
2.3 Проблемы в деятельности современных молодежных общественных организаций
3 Исследование деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью
3.1 Деятельность Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью
3.2 Пути совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

288364.rtf

— 548.23 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Дипломная работа содержит 74 с., 50 источников, 2 таблицы, 4 приложения

Молодежь, социальная работа с молодежью, молодежные общественные организации, деятельность молодежных общественных организаций, проблемы молодежных общественных организаций, волонтеры, грант, фандрайзинг

В связи с процессом трансформации российского общества молодежные общественные организации переживают новый этап становления, постепенно институционализируются, складываясь в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Развитие молодежных организаций в современных условиях можно охарактеризовать как неустойчивое, меняющееся быстрыми темпами. Они осуществляют свою общественную деятельность, опираясь на новые ориентиры, ищут более эффективные формы взаимодействия с молодежью, государственной властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой.

 

 

Содержание

 

Введение

1 Общая характеристика молодежи

1.1 Социальный портрет молодежи

1.2 Основные теоретические подходы к изучению молодежи

1.3 Социальные проблемы молодых людей в Российской Федерации

2 Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций

2.1 Социально-правовой статус молодежных общественных организаций

2.2 Содержание деятельности молодежных общественных организаций в рамках социальной работы с молодежью

2.3 Проблемы в деятельности современных молодежных общественных организаций

3 Исследование деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью

3.1 Деятельность Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью

3.2 Пути совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью

Заключение

Библиографический список

 

 

Введение

 

Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов привели к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности, открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу. Так, яркими показателями сегодняшнего дня стали рост преступности, наркомании, отклонения в психике у молодежи. Однако очевидно, что нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущих, оно - другое.

В связи с этим создание молодежных общественных объединений стало для молодежи возможностью привлечь внимание к своим интересам и проблемам, самостоятельно обеспечить свой досуг и занятость. Именно создание и поддержание молодежных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодежи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению как их проблем, так и построению будущего всего общества.

Перемены последних лет открыли новые возможности для дальнейшего развития плюрализма молодежной самоорганизации. Современная картина молодежных объединений и движений очень пестрая: студенческие профсоюзы, творческие клубы со своей субкультурой, религиозные, экологические движения, сотни предпринимательских организаций и т.д. Наиболее активными являются студенты как авангард молодежи, творческая и рабочая молодежь охвачены менее, еще меньше объединена сельская молодежь.

Поэтому, при очевидной актуальности развития практики социальной работы с молодежью в нашей стране, не менее актуально изучение деятельности молодежных общественных организаций, а также теоретических и организационно-методических основ их работы.

Проблема повышения роли общественных организаций в социуме применительно к странам Запада нашла свое отражение в работах Э. Арато, Р. Арона, А. Лейпхарда, Ю. Хабермаса и др. В западной социально-психологической традиции основы современных исследований общественных организаций заложили Г. Тард и Г. Лебон. На базе разработанной ими теории коллективного поведения сформировалось влиятельное направление в изучении общественных организаций и социальных движений.

Такие выдающиеся исследователи как Л. Фойер, С. Фрис, Э. Эриксон, А. Эткинд, Л. Гозман и Г.Г. Дилигенский акцентируют внимание на личностной мотивации участников, социально-психологической характеристике участников молодежной организации. Данный подход был продолжен теорией коллективного действия (Г. Блумер, Н. Смелзер) и теорией массового общества (X. Арендт, У. Корнхаузер, С. Липсет).

Гораздо менее развита в научном знании проблематика, связанная с общественными организациями молодежи. Как правило, формальные молодежные организации рассматриваются учеными в сравнительно-историческом контексте (в работах В. М. Боковой, Н. И. Морозова), либо в педагогических исследованиях (С.С. Гиль, М.Г. Квитков), а также при изучении государственной молодежной политики (Н.Т. Арефьева, И.Л. Савельев).

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности исследований деятельности и эффективного функционирования общественных молодежных организаций, как на общероссийском, так и региональном уровнях. Недостаточная разработанность данной проблемы в научных работах и практических исследованиях обусловила необходимость ее анализа в данной дипломной работе.

Материалы и результаты, полученные в дипломном исследовании можно использовать в учебном процессе при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, в научных докладах, рефератах и других работах, а также в практической деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью.

Объект дипломной работы - молодежь как особая социальная группа.

Предмет дипломной работы - социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций.

Цель дипломной работы - исследование социальной работы с молодежью в деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.».

Задачи дипломной работы:

описать социальный портрет молодежи;

выделить социальные проблемы молодых людей в Российской Федерации;

охарактеризовать социально-правовой статус молодежных общественных организаций;

исследовать содержание деятельности молодежных общественных организаций в рамках социальной работы с молодежью и проблемы, связанные с нею;

проанализировать деятельность Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью;

предложить пути совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью.

Методы исследования: обобщение, классификация, дедукция; анализ литературных источников, анализ статистических данных, анализ документов.

 

1. Общая характеристика молодежи

 

1.1 Социальный портрет молодежи

 

По данным переписи населения, молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4% населения. За прошедшее после предыдущей переписи время (1989 г.) численность молодежи сократилась на 8 млн. человек, и эта тенденция развивается. Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29-летних.

В народном хозяйстве занято 22,3 млн. молодых людей. Однако, доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи, проживающей в сельской местности, сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России [9].

Молодой человек переживает период, связанный с трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я», ему нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе.

С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень факторов, в значительной степени формирующих образ последующей жизни молодого человека [4].

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи и пути их решения в современной практике, необходимо рассмотреть сущность этой социально-демографической группы и ее отличия от других общественных групп.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии, семейного права и др., а также отдельной отрасли научного знания - ювенологии («науки о молодежи»).

Молодежь - наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующихся межкультурных коммуникаций российская молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений [20].

Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых определений понятия «молодежь» в конце 1960 гг. было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [6].

Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [20].

Исходя из определения молодежи как специфической социальной группы общества, поколения людей, проходящих стадию социализации, усваивающих общеобразовательные и профессиональные функции и подготавливаемые обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого, возможно определить интегративные составляющие ее социального портрета [33].

Первый критерий - это возрастные границы. В современной социологии принято относить к молодежи, согласно различным источникам, людей в возрасте 14-29 лет. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от особенностей социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяет, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

Необходимо отметить, что возрастные границы - это первичный, однако не единственный критерий, поскольку внутри данной группы есть разнородные подгруппы, значительно отличающиеся своими статусными, материальными, образовательными и пр. характеристиками. Поэтому данный признак следует рассматривать во взаимосвязи с другими. Сюда же относятся демографические показатели данной группы. Молодежь характеризуется примерно равным соотношением полов.

Второй критерий - специфика социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения. Здесь необходимо рассматривать ведущие виды деятельности данной социальной группы, прежде всего в аспекте социализации, исследовать общие, характерные для группы ценностные и социокультурные ориентации. Особого внимания требует этот вопрос в связи с неустойчивостью, размытостью и переходностью социального статуса молодежи, динамизмом поведения, высокой мобильностью, что повышает маргинальность данной группы. Существенным критерием социального статуса молодежи является оценка этого статуса со стороны общества.

Третий критерий - процессы социализации, наиболее характерные именно для данной социальной группы. В ходе социализации совпадает, существует одновременно социальная адаптация молодого человека, прежде всего трудовая и семейная, а также продолжается и оформляется индивидуализация, самоопределение и самоидентификация каждой личности [33].

Понятие «молодежь» нередко определяется с помощью термина «молодость», который в возрастной психологии характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.

Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительно сочетаются противоречивые качества и черты: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств [5].

Информация о работе Исследование деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью