Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:33, реферат
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 - 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший,
Механизмы образования толпы: слухи и циркулярная реакция. Слух - процесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам коммуникации.
Циркулярная реакция (синоним: эмоциональное кружение) - процесс обоюдного заражения, по мере интенсификации которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникация) на психофизиологический уровень.
Виды толпы
Большое количество наблюдений и психологических исследований массового стихийного поведения позволили вывести следующую условную классификацию.
Окказиональная толпа (от англ, occasion - случай) - множество людей (зеваки), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция - любопытство.
Секвенциальная толпа (от англ, convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события: митинг, концерт рок-группы, футбольный матч и т. д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качества конвенциальной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Здесь доминирует более направленный интерес.
Экспрессивная толпа (от англ, expression - выражение), ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т. д.
Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика - ритмичность выражения.
Экстатическая толпа (от англ, ecstasy) - экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться, и т. д.
Действующая (active) толпа - наиболее опасная разновидность, в рамках которой в свою очередь можно выделить следующие подвиды: - агрессивная толпа. Доминирующая эмоция - ярость, злоба по отношению к объекту; - паническая толпа. Доминанта - страх, ужас, стремление у каждого индивидуально избежать реальной или воображаемой опасности; - стяжательная толпа - люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта - жадность, жажда приобретения. В конкретных ситуациях может сопровождаться страхом, злобой или обожанием; - повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Практически это выражается тем, что при наличииактивного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало. Известны случаи, когда повстанческую толпу в конечном счете удавалось организовать в эффективную группу.
(Далее см. вопрос №37)
39.Социальное движение: сущность, причины возникновения и этапы развития
Социальное движение- тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.
Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно демонстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.
Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда - относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.
Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные, которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные, которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. Последние в большей степени обоснованы чисто эмоциональными реакциями на происходящее в обществе или группе. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и «прочность» движения, прогноз на успешное выполнение целей.
Поскольку общественные движения являются динамическими, их непросто классифицировать. Целью общественных движений могут быть социальные перевороты (революция, контрреволюция), конкретные политические результаты (движение в поддержку политического лидера), экономические, культурные, социальные и другие реформы, улучшение экологической ситуации, изменение сознания и поведения участников движения (движение анонимных алкоголиков, культовые движения ), Улучшение правового, материального и социального положения отдельных групп населения (молодежный, феминистический, эмигрантское движения) и т.п.. Одни движения преследуют ограниченные по масштабу цели (движение за спасение редких животных), другие отличаются необычайной широтой (движение за запрещение ядерного оружия).
Экспрессивные движения. Возникают вследствие пребывания людей в рамках ограниченной социальной системы, которая их не удовлетворяет. Реальная действительность для участника такого движения не является привлекательной, поэтому он с помощью ритуалов, танцев, игр, видений, мечтаний и других форм эмоциональной экспрессии ищет эмоционального облегчения.
В наше время эти движения проявляются в молодежной среде (хиппи, рокеры, байкеры), когда их участники стремятся создать свою субкультуру, дистанцироваться от официального общества. Некоторые экспрессивные движения обращают свой взор не в будущее, а в прошлом - ветеранов войны, монархические движения, движения по возрождению казачества, которые возрождают забытую символику, ритуалы и т.п.. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, но иногда могут прокладывать путь к реформам, восстаний, возбуждать пассивное население. Поэтому они являются промежуточным звеном между неполитическими и политическими движениями.
Утопические движения. Встают на волне стремлений теоретически обосновать совершенное человеческое общество. Сначала небольшие группы их участников были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока). Они оказались достаточно жизнеспособными, поскольку их участники не стремились к личному счастью и материального благосостояния. Зато идеология светских утопических движений основывалась на концепции доброй, альтруистического человека. Игнорирование их лидерами таких естественных стремлений человека, как желание личного благополучия, реализовать свои способности и получить вознаграждение вызывали угасание таких движений. Но поскольку утопические идеи есть жизнестойкими, после распада одного движения его идеи возрождаются в других.
40.Понятие, теории и структура личности
Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.
Структура личности- это сложная взаимосвязь двух подсистем- внутренней и я деятельностной.
Внутренняя подсистема включает в себя -культуру и память. Под культурой понимается, главным образом, совокупность социокультурных ценностей и норм, которыми руководствуется личность в практической деятельности. Память включает систему знаний, которые приобретает личность в процессе обучения и самообучения, а также оперативную информацию, которая ей необходима для принятия конкретных решений (время работы магазина, расписание движения автобуса).
Ценности и знания формируют ядро социальной структуры личности - ее убеждения - стереотипные, устойчивые, повторяющиеся в разных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и группы.
Деятельностная подсистема- является практическим выражением, итогом мыслительного процесса личности.
Любая деятельность основана на использовании двух механизмов: мотивационного и диспозиционного. Мотивационный механизм представляет собой способ выработки мотива деятельности и включает последовательность следующих операций:
) ощущение потребности (в еде, одежде, жилище);
) осознание интереса в
удовлетворении данной
) выработку мотива - побудительной причины, повода к деятельности (еды нет, одежда износилась, дом развалился).
Диспозиционный механизм определяет предрасположенность личности к тому или иному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. Он включает мотив деятельности, стимулы - внешние побудители к деятельности (благоприятная или неблагоприятная ситуация, наличие или отсутствие средств, возможностей, навыков, умений) и установки - общую ориентацию, направленность сознания личности на тот или иной вид деятельности (например, еду можно купить, приготовить самому или украсть).
Существуют три уровня диспозиций личности: высший - формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в ценностных ориентациях (получить образование, упорно трудиться, родить и вырастить детей); средний - обобщенная установка личности на социальные объекты и институты (вуз, в котором я учусь - лучший в городе, моя семья - моя крепость); нижний - саморегуляция действий личности в конкретной ситуации (у меня есть свободное время - схожу в кино).
Также структуру личности представляют как систему, состоящую из двух подсистем: внутренней и деятельностной. Взаимодействие подсистем личности может протекать в трех режимах:режим - обе подсистемы практически полностью совпадают, перед нами - цельная, гармоничная личность, к сожалению, в жизни практически не встречающаяся;режим - внутренняя и деятельностная подсистемы полностью не совпадают (о таком человеке говорят - он двуличный: думает одно, говорит другое, а делает третье);режим, при котором деятельностная подсистема частично совпадает с внутренней, а частично - нет, является типичным и наиболее распространен в обществе.
41.Проблемы социализации: сущность, уровни, этапы
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.
В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Социализация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Основания для ее периодизации различны: ве вид деятельности, ведущий институт социализации и т.д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной перио жизни человека. Так, выделяют младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (10-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юноше (18-23 года), молодость (23-33 года), зрелость (34-50 лет), пожилой возраст (50-60 лет), старость (60-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет)
Многие исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социали, связанных с периодом детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм существенного поведения.
Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач:
Естественно - культурные, социально-культурные и психологические.
Решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека.
Информация о работе Истоки социологического знания и их характеристика