Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:33, реферат
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 - 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший,
3.Направления зарубежной социологической мысли 19 века и их характеристика.
К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.
(Далее см. вопрос № 2)
4.Направления в отечественной социологии на рубеже 19-20 века и их
характеристика.
В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Реформы 60-х годов - отмена крепостного права, реформы земств и судебная реформа были непоследовательны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством. Она не стала ни демократической, ни конституционной страной. Поэтому произошло колоссальное оживление общественной жизни. В России в 60-70-е годы впервые в истории на общественно-политическую сцену выступило общественное мнение. Одни призывали к продолжению реформ, к их радикализации, а другие - к восстанию и слому всей системы вообще. С этого времени в России стало открыто звучать требование широкой общественности о необходимости прогресса общества.
Социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов.
Уже через три года после выпуска заключительного тома «Курса позитивной философии» в российской печати появляются первые упоминания имени и идей О.Конта.
Лев Ильич Мечников (1838 - 1888). Главное его произведение - «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии.
Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотичного правления к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов с помощью добровольной кооперации.
Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения».
Социология представлялась Лаврову наукой не описательной, а нормативной, направленной на поиск путей и средств изменения общества, решения конкретных его проблем. По его мнению, индивид является единственной реальной силой общества, а потому пренебрегать его интересами - значит игнорировать самые важные социальные явления.
Другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904) считал, что социология неразрывно связана с этикой. Михайловский утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. «Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир».
Михайловский отверг эволюционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. Обратив внимание на то, какое влияние оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ З. Фрейда.
Питирим Сорокин (1889 - 1986), родился в России, а умерший в США самый выдающийся ученый, которого Россия дала мировой социологии.
Социология, согласно Сорокину - наука, изучающая свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов. Она является генерализующей по отношению к другим общественным наукам. Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Социология - это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.
5.Развитие социологии в СССР: этапы и особенности.
Исходным хронологическим началом российской социологии считается конец 60-х гг. ХIХ в., а завершился процесс самоопределения отечественной социологии, как и на Западе, к началу 20-х гг. ХХ в. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.
Первый этап (конец 60-х - первая половина 80-х гг. ХIХ в.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позитивизма, социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как "склад" фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики. В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л.И. Мечников), органицизм (П.Л. Лилиенфельд, А.И. Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, С.Н. Южаков; социо-психизм: Е.В. Де Роберти).
Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л. Лаврова (1823-1900) и Н.К.Михайловского (1842-1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.
Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е.В.Де Роберти (1843-1915). Центральной в его концепции была идея о решаюшей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения.
Объективно-ориентированная социология получила наиболее полное воплощение в работах А.И. Стронина (1826-1889) и П.Л. Лилиенфельда (1829-1903). Последний, вслед за Г.Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. И Стронин и Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.
Второй этап (вторая половина 80-х - 90-е гг. ХIХ в.). В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П.Б. Струве (1870-1944).
Важным моментом развития социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М.М. Ковалевского (1851-1916) Социология. Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, М.М. Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать всё положительное в них на почве "теории социального прогресса". Эта тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.
Третий этап (первые два десятилетия ХХ в.). Ведущей школой в это время становится неопозитивизм (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев), трактовавший социологию как общую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная "христианская социология" в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И. Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов).
Первые два десятилетия ХХ в. - это ещё и время институциализации российской социологии. В 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждено русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным. Однако высылка в 1922 г. большой группы учёных из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование.
Марксистский вариант социологии просуществовал в Советском Союзе до середины 30-х гг. Однако к середине 30-х гг. полностью возобладала упрощённая точка зрения на исторический материализм как на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксистской философии. Социология как самостоятельная наука об обществе стала ненужной, более того, она была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему.
На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущёвской оттепели". В то время ситуация в области социологии сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука - нет. Поэтому во избежание бесчисленных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный оборот определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями. Однако и конкретные социологические исследования в 70-80-е гг. проводились под контролем власти и подвергались жёсткой цензуре.
С середины 80-х гг. вместе с реформами в СССР начинается и новый этап в развитии отечественной социологии. За последние полтора десятилетия произошли кардинальные изменения в состоянии социологической науки, как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. Социология была не только признана самостоятельной наукой об обществе, но и стала широко популярна в наших странах. За этот период появилось множество исследований различных проблем общественной жизни, сложились свои социологические школы и направления. Однако достаточно актуальной до сих пор остаётся проблема усвоения отечественными социологами опыта зарубежной социологии.
6. Основные теории и концепции в современной зарубежной социологии
Современная западная социология - чрезвычайно сложное и противоречивое явление, представленное множеством школ и направлений. Они отличаются друг от друга теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой. Существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее интересных и плодотворных вариантов классификации современных направлений в социологии предложен шведским ученым П. Монсоном. Положив в основание классификации вопрос о Взаимосвязи личности и общества, Монсон выделил четыре основных подхода.
· Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из Примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении общественных закономерностей, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно следующая: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет начало во взглядах О. Конта и Г. Спенсера, затем продолжена в социологической концепции Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней можно отнести Школу структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и Теорию конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).
· Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону Личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем М. Вебера, а из современных направлений к ней относят Символический интеракционизм (Г. Блумер), Феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман) и Этнометодологию (Г. Гарфинкель).
· Третий подход нацелен на изучение самого Механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы срединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этого подхода считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций - Теория обмена (Дж. Хоманс).
· Четвертый подход - Марксистский. По типу объяснения социальных явлений он близок первому подходу. Принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (неомарксизм Г. Маркузе), тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.
Рассмотрим кратко некоторые из наиболее влиятельных современных социологических направлений.
По-прежнему достаточно распространенным и популярным течением в современной западной социологии (особенно американской) остается Неопозитивизм. Он не представляет собой единой школы, это скорее некая общая ориентация, сторонники которой называют себя представителями научной социологии или естественно-научного направления в социологии.
Становление неопозитивизма относится к 20-м годам ХХ столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предполагает реализацию следующих принципов:
Ø Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и культурно-исторической;
Ø Методы социального исследования должны быть такими же строгими, точными и объективными, как методы естествознания;
Ø Субъективные аспекты человеческого поведения (мотивы, смыслы, ценностные ориентации и пр.) можно исследовать только через их открытое проявление;
Ø Истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;
Ø Все социальные явления могут и должны быть описаны количественно;
Ø Социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.
Благодаря своей прикладной эмпирической ориентации неопозитивизм активно разрабатывал и осваивал различные методы социологического исследования: наблюдение, метод анализа документов, разнообразные опросы и др. Одной из первых в этом направлении была работа американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 -1920). В этом исследовании, основанном на методе изучения документов в основном личного характера (дневники, автобиографии, письма), осуществлен глубокий и интересный анализ жизни людей в новых социокультурных условиях. Работа получила большой общественный резонанс и считается хрестоматийной.
Информация о работе Истоки социологического знания и их характеристика