Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:33, реферат
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 - 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший,
В основе развития социальных связей общества лежат: 1) общественное разделение труда и 2) отношения собственности на средства производства и его продукты.
Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.
Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру.
Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.
На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган Барановский, М. Ковалевский, П. Сорокин и другие. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, в том числе в развитии социальной структуры общества, содержится в социально-экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе .
К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: - классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; - люди города и деревни; - представители умственного и физического труда; - сословия; - социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); - национальные общности (нации, народности, этнические группы).
Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами: во-первых, самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями (их-то чаще всего и надо выявить социологу); во-вторых, теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов.
Речь идет об общественных отношениях как стороне функционирования социальной структуры. Они складываются между субъектами, в том числе между указанными социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.
15.Социальное взаимодействие: сущность, структура, уровни
Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выс-. тупает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.
Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.
Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Наличие внешней цели по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия.
Эксплицированностъ (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.
Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом.
Рефлексивная многозначность - зависимость восприятия от условий осуществления и оценок его участников.
Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.
В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.
Процесс взаимодействия людей делится на три основных этапа (уровня).
На первом этапе (начальном уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.
Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.
Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу, или нет. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции (жесты) отвержения.
Контакт прекращается.
И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией; к тому, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.
Безусловно, приятие или неприятие друг друга партнерами по взаимодействию имеет более глубокие корни.
Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.
Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.
Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.
Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.
Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может проявиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле достигнуть конгруэнции следует стремиться с первых минут контакта.
16. Теория межличностного
взаимодействия и их
Существует несколько теорий межличностного взаимодействия (табл. 7.1):
? теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);
? теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
? теория управления
? психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.
Теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо)) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.
Б) Человек стремится к «максимальному выигрышу» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы).) Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.
Г) «Закон насыщения»: чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.
Д) «Принцип наименьшего интереса»: человек, который менее заинтересован в, том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.
Е) «Принцип монополии»: если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).
Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам.
Теория символического интеракционизма (Мид)) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиями действиям других людей.
Б) Люди реализуют социальные ожидания - «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли.) Человек реализует социальные роли через «подражание» (в детстве), «исполнение» и «выбор» тех ролей и групп, где этого человека ценят.
Теория аттракции.
А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают взаимную симпатию, расположение, аттракцию.
Б) Симпатия возникает, если существует ряд условий:
контакты часты;
очевидна физическая привлекательность;
один равен другому по привлекательности, интеллекту, статусу;
заметно сходство интересов, мнений;
есть общность происхождения;
для продолжения отношений важно взаимодополнение;
нам нравятся те, кому нравимся мы;
нравятся те, кто доброжелателен и внимателен к нам, понимает нас;
есть сексуальное влечение.
Теория этнометодологии (Гарфинкель)
А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями - это центр социального взаимодействия.
Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил.
Психоаналитические теории
А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей).
Теория драматургического подхода (Гофман)
А) Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки.
Взаимодействие людей - это театральная пьеса.
Балансные теории (Хайдре, Ньюком)) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям).
Б) Продолжение отношений при сбалансированности мнений людей: «Друзья моих друзей - мои друзья»; «Враги моих врагов - мои друзья».B) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль» -диссонанс, который может привести к непониманию, охлаждению и разрыву отношений).
Трансакционная теория (Э. Берн)) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.
Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.
Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт.
Теория конфликтов (Парк, Рекс)
А) Движущая сила развития взаимодействия людей - это конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование - конфликт - приспособление - ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов).
Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей.
Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Они характеризуются специфическими позициями.
Информация о работе Истоки социологического знания и их характеристика