Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:33, реферат
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 - 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший,
17. Понятие и виды социальных контактов
Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.
Пространственный контакт - первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.
Н.Н. Обозов выявил два типа пространственных контактов:
) предполагаемый
) визуальный пространственный
контакт, или контакт "молчаливого
присутствия", когда поведение
индивида изменяется под
Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Вступая в пространственный контакт, каждый индивид может обратить внимание на других индивидов или социальные группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых социальных объектов. Например, находясь в метро, театре или в компании, вы выделяете определенного человека, с которым связываете положительные или отрицательные эмоции и который обладает определенными чертами или свойствами, человек соответствующими вашим интересам. Этот человек может быть вам любопытен, скажем, в силу необычной внешности, возможного наличия ценной для вас информации, проявления физической силы, смекалки или, наоборот, глупости и невежества. Вы сравниваете этого человека с собой, пытаясь неосознанно или сознательно определить причину вашего интереса. Такой контакт может быть обоюдным или группы односторонним, очным или заочным, вызывать негативные или позитивные эмоции.
Психологический механизм возникновения подобного контакта представляется таким. Каждая личность обладает набором мотивов относительно различных сторон окружающей его действительности. Эти мотивы представляют собой продукт прошлого опыта и существующих в настоящее время потребностей. Причем в данном случае мотив трактуется как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотивы связаны между собой и составляют мотивационную структуру, имеющуюся в сознании каждой личности. В основном они являются потенциальными, т.е. до определенного времени не проявляются в человеческом поведении. Однако в какой-то момент происходит соединение потребности личности с каким-либо объектом окружающей среды.
Соответствующий данной потребности мотив актуализируется, и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей деятельности. Актуализированный мотив и интерес - это еще не социальное действие, но лишь первые шаги к его осуществлению. Во время контакта заинтересованности действует именно такой механизм актуализации мотива. Подобные контакты способствуют возникновению более сложных взаимосвязей. Контакт заинтересованности может прерваться или продолжиться в зависимости от многих факторов, но прежде всего от: 1) силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; 2) степени взаимности интересов; 3) степей осознания своего интереса; 4) окружающей обстановки.
Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определять структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений. Кроме того, именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.
18. Понятие и специфика социальных отношений
Социа?льные отноше?ния - различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.
Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
между людьми как частью социальной группы;
между группами людей;
между отдельными людьми и группами людей.
Проблемы определения
Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:
Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
Классификация
Существуют несколько классификаций общественных отношений.
В частности различают:
Классовые отношения
Национальные отношения
Этнические отношения
Групповые отношения
Личностные социальные отношения
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.
19. Социальный статус и его значение
Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятиясоциального статуса и социальной роли. Здесь надо отметить, что данные понятия взаимосвязаны между собой и, как правило, рассматриваются в социологии вместе.
Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин «социальная позиция»как синоним социального статуса). Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Наиболее детально понятие социального статуса впервые было разработано Р. Линтоном в связи с изучением сущности личности. Как отмечают другие авторы, этот исследователь оказал большое влияние на последующую разработку вопросов связи между социальной ролью, статусом и личностью.
Статус для Линтона представляет статический, а роль - динамический аспект личности: Статус, в отличие от обладающей им личности, представляет собой просто-напросто совокупность прав и обязанностей.
Роль представляет собой динамический аспект статуса. Личность специально наделяется статусом и обладает им по отношению к другим статусам. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль". Как видно из этого определения, статус определяется как совокупность прав и обязанностей. В своих работах Линтон не забывал и о другом аспекте статуса - о социальной "позиции", о социальном "местонахождении". Но одним из главных моментов этого определения является то, что "личность специально наделяется статусом", а это означает "заданность" статуса (хотя такая идея о жесткой заданности в работах Линтона смягчается моментом играемости соответствующей роли, но она все же является ведущей в его концепции). Такая заданность определяет содержание соответствующей роли, которая является динамической стороной социального статуса. В последующих рассуждениях мы укажем, что статус не только "задается" лицу социальным окружением, но в определенной степени он "создается", овладевается и достигается самой личностью. О конкретных механизмах такого "создания" и овладения у нас речь пойдет чуть ниже, а пока вновь сосредоточим внимание на линтоновском понимании вопроса.
Статус по Линтону образует, структурную сторону культурно-поведенческого образца, а в содержательном плане он включает в себя взаимные права и обязанности, которыми обладают индивиды, занимающие определенные статусы (например, взаимные права и обязанности отца и сына).
Г. Гурвич считает подобное определение статуса несколько ограниченным, ибо в таком случае "человек, который занимает статус представлен, как юридическое лицо". Однако нельзя не отметить, что индивидуальные права и обязанности лица составляют весьма важные его признаки. Они пронизывают все аспекты человеческой жизнедеятельности в социальном мире, начиная от простых форм общения и кончая сложнейшими формами морально-нравственных поступков. Поэтому навряд ли является правильным мнение о том, что зафиксированный в определении социального статуса момент прав и обязанностей позволяет иметь в виду лишь те характеристики, которые свойственны лицу как субъекту юридических отношений. Юридические права и обязанности могут входить в более общий класс характеристик, свойственных лицу как социальному индивиду. Поэтому когда мы говорим о социальном статусе лица, то имеем в виду не его юридический аспект, а более широкое образование, которое условно можно назвать социальным лицом. Юридические права и обязанности при этом составляют лишь один из частных аспектов социального лица.
Социальный статус лица соотносится с личной определенностью. Чувство личной определенности, обусловленное статусной принадлежностью, в процессе социального взаимодействия формируется самим социумом, ибо без личной определенности отдельных индивидов система социальных отношений не может себя поддерживать. Т. Шибутани справедливо пишет, что "многое в поведении человека в некотором смысле направлено на то, чтобы сохранить или повысить свой социальный статус".
Итак, в каждом человеке можно ответить две разные тенденции - а) сохранения и б) изменения статуса.
Если говорить более обобщенно, можно назвать два противоположных полюса - (1) "заданность" и - (2) "создаваемость" (достижимость) статуса.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Женщины имеют статус, отличный от статуса мужчин, и потому от них ожидается поведение иное, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям.
Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли.
Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку» - гласит поговорка. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.
20. Понятие социальной роли и ролевого набора
Категория социального статуса характеризует социальное значение человека в аспекте его социальных функций, прав и обязанностей. Динамическим дополнением этой статической категории служит понятие социальной роли -поведенческой характеристики человека, в том числе и его личностных черт.
Социальная роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе.
Например, статус преподавателя вуза - это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Правда, строго говоря, речь должна идти скорее о норме поведения личности определенного статуса. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.
Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные достаточно полнокровно, как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.
Вместе с тем в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств и делается акцент только на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Так что не следует расширительно толковать социальную роль, делая ее всеобъемлющей личностной характеристикой.
Понятие "социальная роль" было выработано в начале XX века (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Липтон и др.). В дальнейшем оно интенсивно разрабатывалось в функционалистской и интеракционистской социологии. В нашей стране этой проблемой занимались И.С. Кон, В.А. Ядов и др.
Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятие социальной роли и игры отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, "ролевая теория" неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма.
Информация о работе Истоки социологического знания и их характеристика