Исторические корни и традиции развития благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявление культурно-исторических традиций зарождения и развития благотворительности в России.
Задачи:
1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.
2) выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.
3) выявить развитие благотворительности на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторические корни и традиции развития благотворительности в России.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

Традиция российской благотворительности  была нарушена революцией 1917 года. Идеология  первых революции не допускала никаких  форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных  организаций были в короткие сроки  национализированы, их имущество передано государству, а сами организации  упразднены специальными декретами. В  целях соблюдения «революционного  порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная  деятельность пресекались. Официальная  идеологическая позиция по отношению  к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность  трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как  «социальному строю СССР чуждо понятие  благотворительности».

Потом функции благотворительности  опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался.

Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро  встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного  призрения и создания новых, так  и в развертывании различных  форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

 

 

 

 

 

2.Развитие благотворительности на современном этапе.

2.1Формы, виды и функции благотворительной деятельности.

Формы Благотворительности.

В самом общем виде благотворительность - оказание безвозмездной помощи. По определению Д. Берлингема, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни».

Корпоративная благотворительность  – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании. 

В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность  – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных  фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского community foundation). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ»).

Частная благотворительность  – наиболее распространенный вид  благотворительной деятельности, она  заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.

 Кроме этого горизонтального  деления благотворительности есть  также деление вертикальное –  по масштабам деятельности и  объему средств. Так, крупные  компании способны осуществлять  систематическую  поддержку науки,  решать – в масштабах региона  или страны в целом – проблемы  в области образования и здравоохранения.  Такие проекты носят характер  социальных инвестиций. Средний  и малый бизнес обычно поддерживает  конкретные учреждения – детский  дом, хоспис, общество инвалидов,  ветеранов. Некоторые предприятия  выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты - для  детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает  возводить храм).

Филантропия.

Слово греческого происхождения (philanthropia), означающее «любовь к людям». В словарях говорится, что «филантропия» - то же самое, что благотворительность,  то есть это – полные синонимы. С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать «любовью к людям», то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью. С одной стороны, такое вложение средств стратегически направлено на общественное благо в целом (сохранение экологического баланса), с другой - благотворительность помогает отнюдь не людям, а животным. Если так, то разница между филантропией и благотворительностью лежит не в конкретных формах действия, а исключительно в сфере мотивации. Хотя по большому счету, помощь не конкретным людям и их группам, а вложение средств в природу, искусство, науку рано или поздно «дойдет» до общества в виде улучшения экологической обстановки, новых открытий, произведений искусства и т.д.

Меценатство.

Изначально меценат –  имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. Конкретных примеров его деятельности до нас дошло не много, но о том, что таковая имела место, мы можем судить хотя бы по высказыванию Марциала: «Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!». На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства. 

Спонсорство.

Этот вид непрофильного  использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Между тем это не совсем верно. Благотворительность – безвозмездная помощь. Это означает только то, что компания не должна получать от этой деятельности непосредственной финансовой выгоды. Но это не значит, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой бренд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.

Функции благотворительности  в обществе заключаются в следующем:

экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

 

2.2 Виды и деятельность современных благотворительных организаций.

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др. Это, например, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия» и др. На современном этапе происходит создание объединений различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Формальные и неформальные объединения различных донорских организаций – одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет. На современном этапе происходит создание объединений различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь.

В России на сегодня наиболее известно Некоммерческое партнерство  грантодающих организаций «Форум Доноров», объединяющее фонды, агентства международной помощи, двусторонние и международные организации, а также организации, выполняющие программы технической помощи и корпоративный бизнес.

Большое развитие на рубеже веков получила благотворительная  деятельность отдельных компаний. По данным на конец 2005 года, российские компании тратят ежегодно до 11% чистой прибыли на благотворительность, а каждая вторая коммерческая компания имеет свой благотворительный бюджет.

Общий ежегодный объем  пожертвований в стране на настоящий  момент достигает 1,5 млрд. долларов и  продолжает увеличиваться. В Москве и регионах действует более 250 российских и зарубежных благотворительных  фондов и организаций.

Однако сегодня для  эффективного развития благотворительности  в стране существует несколько сеорьезных препятствий. Главные из них - неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения, несформированная позиция государства по отношению к благотворительности, а также недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.

Благотворительный фонд  «Улыбка»

Фонд является некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные, образовательные, культурные и иные общественно полезные цели.

 Цели и виды деятельности  фонда 

Основной целью Фонда  является осуществление благотворительной  деятельности, направленной на оказание материальной и иной помощи оставшимся без попечения родителей несовершеннолетним.

Видами деятельности Фонда  являются:

·      привлечение  спонсорской и благотворительной  помощи от организаций и частных  лиц, как на территории России, так  и за рубежом;

·      содействие разработке и реализации некоммерческих проектов и программ в области  образования;

·      содействие защите материнства, отцовства, детства;

·      оказание благотворительной помощи нуждающимся  слоям населения (детям, оставшимся без попечения родителей);

·      оказание материальной и иной помощи несовершеннолетним, беженцам, бездомным и неимущим;

·      осуществление  торговых, посреднических и иных коммерческих операций в целях использования  полученных доходов для осуществления  благотворительной деятельности в  соответствии с основной целью Фонда;

·      выплата  денежного обеспечения лицам, имеющим  доходы ниже прожиточного минимума, и  другим нуждающимся;

·      создание в Российской Федерации хозяйственных  обществ.

·      поддержка  и реализация программ и мероприятий, направленных на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, в защиту материнства, детства и  отцовства, в том числе оказание материальной, технической и гуманитарной помощи, психологической, социальной и  правовой поддержки, защиты детей и  взаимоотношений между членами  семьи;

·     оказание психологической, социальной, медицинской, юридической  и материальной поддержки нуждающимся  категориям населения

Благотворительный фонд «Добрые  люди».

 Цели и задачи Фонда

           Основной целью деятельности  Фонда является:

·          всесторонняя поддержка чести и  славы общероссийского спортивного  движения;

·          содействие в оказании материальной помощи и поддержки организаций  артистов эстрады и искусства, в  том числе учебных заведений  культуры и искусства, детских домов, школ и иных организаций;

·          содействие в оказании материальной помощи и поддержки спортивных организаций, в том числе детских и юношеских, их выход на передовые рубежи Российского спорта, плодотворное влияние на развитие всего спортивного движения;

·          консолидация ветеранов и сторонников  спортивных обществ в интересах  развития массового физкультурно-спортивного  движения;

·          иные благотворительные цели.

Задачи Фонда:

·          постоянная многоцелевая благотворительная  деятельность;

·          взаимодействие с заинтересованными  органами государственной власти и  местного самоуправления, общественными  объединениями, спортивными, научными, просветительскими, образовательными учреждениями, средствами массовой информации для достижения целей, стоящих перед  Фондом;

·          переподготовка и трудоустройство  спортсменов, ветеранов и инвалидов, организация их материальной, правовой и социальной защиты, страхование  их жизни и здоровья;

·          организация охранной деятельности с привлечением ветеранов спорта;

·          организация лечения и физической реабилитации спортсменов и ветеранов  спортивных обществ, в первую очередь  старейших и инвалидов;

·          участие в строительстве, совместно  со сторонними организациями, проектирование, согласование и разработка технической  документации, строительство жилья  для улучшения жилищных условий  ветеранов спорта, а также спортивных объектов;

·          участие в подготовке абитуриентов в юридические, спортивные и гуманитарные ВУЗы;

Информация о работе Исторические корни и традиции развития благотворительности в России