Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:38, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные процессы и тенденции, характеризующие формирование и современное состояние паблик рилейшнз в России.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
— показать этапы эволюции ПР в России;
— определить особенности современного состояния связей с общественностью в России.
Объектом исследования является паблик рилейшнз как социальное явление.
Введение
Глава 1. Паблик рилейшнз: история и перспективы
1.1 Становление и развитие ПР
1.2 Этапы эволюции ПР в России
Заключение
Список литературы
Содержание
деятельности по «связям с общественностью»
постепенно смещается от воздействия
на среду к ее изучению и использованию
полученной информации для управления,
т.е. ПР формируются в самостоятельную
функцию менеджмента по установлению
и ведению коммуникаций организации
с внешней и внутренней общественностью
(государственными организациями, местными
жителями, профессиональными
Отвечая
насущным потребностям самых продвинутых
рыночных сфер — политики и экономики
— в недрах ПР возникают и синтезируются
новые направления
Разрастаясь
вширь и вглубь, «связи с общественностью»
превратились в самостоятельное, необходимое,
конкурентоспособное
ПР выросли в многомиллионный бизнес, настоящую индустрию по формированию общественного мнения, создания имиджей и громких имен тысяч организаций и личностей. Только в Соединенных Штатах на сегодняшний день насчитывается более 5080 ПР-агентств, ежегодный оборот услуг которых насчитывает сотни миллионов долларов. В данной сфере в США занято более 200 тыс. специалистов.
Институциональная
деятельность паблик рилейшнз давно
перешагнула границы
В России public relations – наука новая. Ее появление и утверждение в российской политической, государственной и социальной сфере – факт признания значения общественного мнения.
По сути
дела, характеристики PR, данные отечественными
специалистами, близки к западным, также
их объединяет позиционирование PR в
области менеджмента как
Первые статьи на эту тему принадлежат доценту Московской государственной академии управления С. Худякову. Они были опубликованы в "Российском экономическом журнале" в январе и ноябре 1993 года. Автор дает следующее определение PR: "...особая функция менеджмента, представляющая собой систему управления связями с общественностью". Роль PR в организациях, по мнению автора, заключается в создании "гибкой и эффективной системы коммуникаций".
Следующие публикации по PR появились в 1994 году – это были работы Е. Блажнова "Паблик рилейшнз" (М., 1994 г.) и Г. Тульчинского "Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство" (Санкт-Петербург, 1994 г.).
Тульчинский определяет PR как "область теории и практики современного менеджмента", цель которой "обеспечение коммуникации фирмы с ее социальной средой: СМИ, общественными организациями, партиями, органами власти, населением, партнерами, работниками самой фирмы".
Блажнов вписывает PR в систему общественных отношений: "Паблик рилейшнз в качестве структурного аспекта общественных отношений тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, то есть с приемами создания известности, популярности, привлекательности определенным личностям в связи с их деятельностью - общественно-политической, производственной, коммерческой, в сфере культуры (массовой культуры в том числе)"8.
Достоинство сути PR в том, что автор рассматривает его сквозь призму общественного мнения.
А вот как характеризуют PR ученые кафедры политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ: "Паблик рилейшнз - специализированная, профессионально организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными) средствами".
"PR является
органической частью
"Паблик
рилейшнз как наука занимается
организацией коммуникативного
пространства современного
Еще один
российский автор - декан факультета
управления Северо-Западной академии
государственной службы А. Зверинцев
– формулирует концепцию
Опыт Соединенных Штатов, родоначальника и признанного мирового лидера ПР-рынка, взяли на вооружение все страны Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой, в число которых входит также Россия.
До начала 1990-х гг. отечественный бизнес паблик рилейшнз, формально декларировавший себя с падением «железного занавеса», находился в тени рекламного рынка. Реальное развитие ПР-услуги получили в России только в 1994-1995 гг. ПР-коммуникации прошли у нас три эволюционных этапа.
Первый
(1988-1991 гг.) — зарождение рынка паблик
рилейшнз, связанное с созданием
соответствующих служб в
Второй
этап (1991-1995 гг.) — период роста и
становления. Российские агентства
осваивали зарубежный опыт, постепенно
адаптировали его к отечественным
условиям, начали проводить крупные
ПР-мероприятия и
Третий этап начался с 1996 г. и характеризуется качественным скачком в развитии ПР. На это оказывают влияние формирующийся информационный рынок, меняющаяся структура массового сознания, требующая более тонких и точных форм работы с целевыми группами. А также завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид, расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из самых капиталоемких областей ПР-консалтинга, дифференциация рынка информационных каналов и возникновение новых секторов прессы, где стал проявляться современный ПОДХОД к работе с информацией, кризис доверия к СМИ со стороны общества, что обусловило необходимость создания поля повышенной информационной достоверности.
В России, как и в США, правительственный ПР стал обращать особое внимание на местную прессу, превратившуюся в основной информационный поток. По инициативе Администрации Президента в 1996 г. было создано Агентство региональной прессы, чья задача состояла в том, чтобы объединить «журналистов региональных и местных СМИ, желающих самостоятельно получать информацию о деятельности Президента и Правительства России», которая прежде освещалась «фрагментарно и узко».
В этот период
возросла озабоченность отечественных
компаний и фирм тем, как они воспринимаются
общественностью. В России актуализировался
Менеджмент впечатлений или менеджмент
восприятий, являющийся в наши дни
неотъемлемой составляющей стратегического
менеджмента преуспевающих
Компании меньших размеров организовали небольшие отделы СО, которые могли совмещать функцию ПР с маркетингом и рекламой.
С 1997 г. в России стала присуждаться Национальная премия в области развития «связей с общественностью» «Серебряный Лучник», которая стала первым сертификатом качества ПР-услуг на отечественном рынке. В том же году Российская Ассоциация по связям с общественностью стала членом Европейской Конференции ПР (CERP). Признание РАСО на международном уровне выразилось в ее тесном сотрудничестве с Американским обществом ПР (PRSA), представительстве в жюри интернационального конкурса «Мировые золотые награды» под эгидой международной ассоциации ПР (IPRA).
Осознание важности и необходимости всемерного развития международного делового сотрудничества привело к созданию в 1999 г. Ассоциации компаний консультантов в сфере общественных связей (АКОС), призванной решать задачи развития паблик рилейшнз как в форме предпринимательства, так и продвижения деловых интересов ПР-консультантов.
Принятая в теории классификация моделей паблик рилейшнз отражает различные этапы развития «связей с общественностью» по мере усложнения социального организма западных обществ.
1. Модель
пиара как паблисити —
2. Модель
общественной информации —
3. Двусторонняя
асимметричная модель. Главной задачей
пиара становится убеждение,
4. Двусторонняя
симметричная или консенсусная
модель предполагает
В российских условиях эти черты модели, отражающие динамику эволюции «связей с общественностью» в исторической ретроспективе, хаотично сконцентрировались на небольшом десятилетнем временном отрезке. Вследствие мозаичности, противоречивости и неадекватности развития различных секторов отечественной политики и экономики, идеальная модель консенсуса, сформировавшаяся в результате преодоления несовершенства других исторически оправданных моделей и действующая сегодня во многих западных странах, по данным РАСО, используется в России только в 10-15% PR- услуг. Более популярна в отечественном ПР-бизнесе модель общественной информации, на долю которой приходится 50% ПР-услуг. Случайное соединение разных моделей порой дискредитирует саму идею ПР, что выражается в термине «черный пиар».
В соответствии с закономерностями спроса и предложения отечественные паблик рилейшнз реализуют себя не столько в наиболее значимых социальных направлениях, сколько в тех направлениях, которые связаны с динамикой политической и деловой активности. Сегодня в России можно наблюдать в той или иной мере сформировавшиеся ПР: политический, правительственный, корпоративный, финансовый пиар, паблик рилейшнз в коммерции и др. В этом состоит одно из существенных отличий отечественного рынка пиар от западного, где лидируют финансовый и кризисный ПР.
Информация о работе Исторические этапы становления и развития паблик рилейшнз