Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 07:16, контрольная работа
В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды:
1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.;
2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.;
3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.;
4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.;
5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.;
6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.;
7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.
Введение 3
Становление социальной работы в России 3
1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в. 4
2. Период княжеской и церковно-монастырской
благотворительности – XII-XIII вв. 5
3. Период церковно-государственной помощи –
с XIV в. по 2 половину XVII в. 7
4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в. 9
5. Период общественного и частного призрения –
с конца XIX в. до начала ХХ в. 15
6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг. 19
7. Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах 21
Заключение 33
Список используемой литературы 35
5. Период общественного и частного призрения –
с конца XIX в. до начала ХХ в.
К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п., значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.
Нищету и отсталость таким путем нельзя было ликвидировать, но «можно было облегчить себе душу». Причины, побуждающие предпринимателей к благотворительности крылись еще и в том, что все они были глубоко «набожными людьми и в том, что они были молодыми». Отсутствие возможности заслужить признание своей профессиональной деятельностью часто заставляло их уходить в другие области.
Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г. Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».
Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища.
Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову.
В начале ХХ в. в стране было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ.
Большая часть богатых равнодушно относилась к простым людям, их собратьям по торгово-промышленному классу, и многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой-то мере компенсировали слабость социальной политики царской власти.
До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности.
В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год).
Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. В 1862 году право утверждения уставов вновь создаваемых благотворительных обществ было передано в Министерство внутренних дел. В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец».
К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Такой комитет для оказания помощи неимущим и сокращения числа нищих по примеру петербургского был образован в 1838 году в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В.Голицына. Он назывался «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством генерал-губернатора. В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры, для других комитет исходатайствовал виды на жительство, определял в больницы, богадельни, подыскивал работу, снабжал одеждой, обувью и деньгами, малолетних детей направлял в учебные заведения, воспитательные дома, в учение на фабрики и заводы. Комитет основал в Москве женские и мужские богадельни, Долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства.
Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов - туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов. В царской России только одна фабрика имела право выпускать игральные карты: эта фабрика была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета - таким образом, карточное производство было монополизировано в благотворительных целях.
42 года отдал
«Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».
К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.
В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.
В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов. В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался.
С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни».
В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи.
Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения.
Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г.
В 1918 году В.И. Лениным была поставлена перед центральными и местными органами власти задача: выделить вопросы социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему научных исследований. Ставилась задача улучшить снабжение населения продовольственными и промышленными товарами, социального страхования и социального обеспечения жилищного строительства, здравоохранения и курортного обслуживания.
С 1922 года рамки социального обеспечения расширились. Оно приобрело государственный характер и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, полной и частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Особое внимание уделялось пенсионному обеспечению и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Особое внимание обращалось на охрану труда. Это было закреплено в Первой Конституции СССР (1924 г.).
К концу 20-х годов 20 века законодательно было оформлено полное социальное обеспечение всех слоев трудящихся, всех видов потери трудоспособности, а также впервые в мире – от безработицы.
В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.
20-30-е гг. – борьба с детской беспризорностью;
1923 г. – стали создаваться
кооперативные организации
1923 г. – Всероссийское общество слепых;
1926 г. – Всероссийское общество глухонемых;
1928 г. – пенсии по старости рабочим текстильной промышленности;
1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта.
26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.
После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы.
К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск.
Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения.
Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.
7. Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах
В научной литературе этих лет случайные перемены или перемены, приводящие к непредсказуемым или неуправляемым следствиям, никогда не анализировались. Фундаментальные социальные сдвиги стали социально-экономическим обоснованием возникновения профессиональной социальной работы в России, вызвав к жизни развитие профессионального образования в области социальной работы.
Система социальной работы в России в современном ее понимании институционально оформилась в начале 1990-х годов, причем параллельно в трех направлениях:
Первым шагом в обеспечении социальных служб квалифицированными карами стало внесение профессии «Специалист по социальной работе» в «Тарифно-квалификационный справочник должностей рабочих и служащих» в 1991 году, вторым – начало приема студентов в ряд вузов РФ по специальности «Социальная работа».
Огромное значение имело законодательное оформление в 1995 г. сложившейся практики социального обслуживания и основных понятий социальной работы в двух федеральных законах: «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». До их принятия правоотношения были связаны с денежными выплатами или натуральной помощью. Теперь они дополнились социальными услугами. Современные социальные службы развиваются в соответствии с этими законами.