Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:35, реферат
Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф. Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Универсальность марксизма во многом объясняет широту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.
1.Введение
2. Краткая биография К. Маркса и Ф. Энгельса.
3.Философия на службе истории.
3.Философский анализ политической экономии.
4.Отчужденный труд.
5.Универсальный человек.
6.Критика "казарменного коммунизма".
Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение
2. Краткая биография К. Маркса и Ф. Энгельса.
3.Философия на службе истории.
3.Философский анализ политической экономии.
4.Отчужденный труд.
5.Универсальный человек.
6.Критика "казарменного коммунизма".
Список
литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф. Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Универсальность марксизма во многом объясняет широту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40 годах, стало значительным идейно-политическим движением в Европе в 70-90 годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались, не одинаково, в одних он был несколько оттеснён другими типами мировоззрения, в других же наоборот, сумел стать главной, ведущей и идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное влияние на науку, культуру, на обыденное сознание и практическую жизнь людей.
Историческое значение марксизма было и остаётся связанным с деятельностью огромных масс людей-пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.
Вместе со всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества, меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наёмные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается марксизм все цело, и философия как его составная часть.
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощённого человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторического процесса реализуется в философии посредством изучения, анализа, исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой стороны - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщённый, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.
Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции), которые уже более тесно связанны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.
В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и толкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связанно это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса (да и то, к сожалению, больше в виде угрозы и опасности самоуничтожения - в форме «зла»). Между тем марксистская философия была и остаётся ориентировано - преимущественно на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач.
Чем дальше человечество
будет выходить из состояния
господства, архаических
и современных видов,
частной собственности
и отчуждённого труда,
тем прочнее будут симптомы
и гарантии приближения
к концу его «предыстории»,
как назвал Маркс общество,
где сохраняется необходимость
материального производства
в его современной для XIX-XX
веков форме, тем очевиднее
будет становиться для
людей историческая
перспективность, значимость
философии марксизма.
Биография выдающихся немецких философов К. Марка и Ф. Энгельса.
Карл Генрих Маркс – выдающийся немецкий философ, экономист, политический журналист, общественный деятель.
Карл Маркс родился третьим ребёнком в семье трирского адвоката еврейского происхождения. Дом его рождения находился в городе Трире. Его отец, Генрих Маркс, происходил из раввинской семьи. Мать — Генриетта Маркс, происходила из Голландии. В 1824 году отец вместе со всей семьей принял протестантизм, чтобы не лишиться звания судебного советника.
В 1830—1835 годах Карл посещал гимназию города Трир, которую с отличием закончил в 17-летнем возрасте. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией.
В 1841 г. Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию. По своим взглядам Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом.
В 1842—1843 гг. Карл Маркс работал журналистом и редактором газеты «Rheinische Zeitung» в Кёльне. Вначале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства (многие его статьи были либо запрещены цензурой, либо подвергались жёсткой правке). К началу января Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 г. газету закрыли. Работа в газете показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, поэтому усердно принялся за её изучение, продолжая работать журналистом. В 1843 г. Маркс женится на аристократке Женни фон Вестфален. Молодая семья переезжает в Париж, где Маркс знакомится с Генрихом Гейне и Фридрихом Энгельсом. С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса. В 1845 г. Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель (куда был выслан и Энгельс). В Брюсселе Маркс и Энгельс написали работу «Немецкая идеология», в которой выступили с критикой идей Гегеля и младогегельянцев.
Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации "Союз справедливых" (был преобразован в «Союз коммунистов»), организованной немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили программу коммунистической организации - знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г.
После начала февральской революции 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн. Там он попытался возобновить выпуск газеты «Rheinische Zeitung». Газета выходила с 1 июня 1848 г. по 19 мая 1849 г., после чего была закрыта из-за экономических трудностей и цензуры.
Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 г. и со своей семьёй сначала отправился в Париж, но после демонстрации 13 июня 1849 г. был выслан и оттуда. В конечном счете, Маркс с семьей переехал в Лондон, где жил до самой смерти и создал свои главные экономические произведения, включая «Капитал».
В Лондоне Маркс вел активную общественную деятельность. В 1864 году он организовал «Международную рабочую ассоциацию», позднее переименована в «Первый Интернационал» - первую массовую международную (секции этого товарищества рабочих были образованы в большинстве стран Европы и в США) организацию рабочего класса. Вначале организация состояла из анархистов, британских трэйдюнионистов, французских социалистов и итальянских республиканцев. Позже, острые разногласия между Марксом и лидером анархистов Михаилом Бакуниным о сути коммунистического общества и пути его достижения привели к разрыву с анархистами, которые на Гаагском конгрессе в сентябре 1872 года были изгнаны из организации. В 1872 году, после разгрома Парижской коммуны и в условиях нарастающей реакции, «Первый Интернационал» переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской Конференции. А в мае 1867 г. вышел в свет первый том «Капитала».
Карл
Маркс умер в Лондоне
в 1883
году,
в возрасте 64 лет и похоронен
на Хайгейтском
кладбище. 2-й
(1885 г.) и 3-й (1894 г.) тома «Капитала» были
изданы Энгельсом после
смерти Маркса.
Фридрих Энгельс - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.
Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен, 28 ноября 1820 г. в семье преуспевающего текстильного фабриканта.
В Бармене Энгельс посещал городскую школу (до 14 лет) и гимназию Эльберфельда (с 1834 г.). В сентябре 1837 он по настоянию отца преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Он продолжил обучение на торгового работника с августа 1838 по апрель 1841 г. в Бремене. Там он наряду с обучением подрабатывал бременским корреспондентом «Штутгартской утренней газеты» и «Аугсбургской Общей Газеты». Молодой Энгельс написал свою первую статью в марте 1839, в возрасте 18 лет.
Начиная, с сентября 1841 Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине, также он посещал там лекции по философии в университете и сблизился с кружком младогегельянцев.
В ноябре 1842 проездом посетил Кёльн, где впервые лично встретил с Карлом Марксом в редакции Рейнской газеты. Маркс его воспринял довольно холодно, ибо считал его одним из младогегельянцев, с коими у Маркса возникли разногласия. Далее Энгельс направился в Манчестер, чтобы закончить своё коммерческое образование в тамошней хлопкопрядильной фабрике, которой владел его отец вместе со своим партнером по бизнесу — Эрменом.