Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:50, реферат
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть ценностные ориентации молодёжи.
2. Рассмотреть типологизацию ценностных ориентаций молодёжи.
3. Рассмотреть изменения ценностных ориентаций молодёжи.
4. Сделать соответствующие выводы.
Введение с. 3
1. Динамика ценностных ориентаций молодежи как один из факторов развития её потенциала (ценности, типология, динамика)
2. Карьера и семья как жизненные ценности молодого человека с. 10
2.1 Карьера как одна из ценностей молодого человека с. 10
2.2 Семья в жизни молодого человека с. 12
Заключение с. 19
Использованная литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему: Карьера и семья как ценности молодого человека
по дисциплине «Социология молодежи»
Студент ______________
Шифр 050396
Факультет электроники и приборостроения
Специальность 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»
Группа
Руководитель ____________
Содержание
Введение
1. Динамика ценностных ориентаций
молодежи как один из факторов развития
её потенциала (ценности, типология,
динамика)
2. Карьера и семья как жизненные ценности молодого человека с. 10
2.1 Карьера как одна из ценностей молодого человека с. 10
2.2 Семья в жизни молодого человека
Заключение
Использованная
литература
Введение
Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Весомый вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи был внесен работами таких известных российских социологов как В.А. Ядов, В.Г. Лисовский, М.Х. Титма, С.И. Григорьев, В.Г. Немировский и мн. др.
Целью данной работы является рассмотрение таких ценностных ориентаций молодёжи как семья и карьера и их изменений.
Тема показалась мне интересной, потому что от того, какими будут ценностные ориентиры молодого поколения, от его позиции, желания и умения активно участвовать в возрождении России во многом зависит завтрашний день нашей страны. Тем более что исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в самых различных областях и сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что мы сможем оставить после себя своим потомкам.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть
ценностные ориентации
2. Рассмотреть типологизацию ценностных ориентаций молодёжи.
3. Рассмотреть
изменения ценностных
4. Сделать соответствующие
выводы.
Можно предположить, что ценностные ориентации молодёжи разные, но всё-таки для большинства наиболее значимы - это карьера, семья и материальное положение.
Ценностные ориентации (или реже - предпочтения) - это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.
С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.
Ценностные ориентации человека складываются в систему, имеющую три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.
Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, нация, дети,, и др.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались. Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности.
Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. После первичной социализации личности они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека или общества в целом.
Ценностные
ориентации, формируя установку субъекта
деятельности, предопределяют направленность
социального поведения
Семья и карьера именно тогда видятся в сознании антагонистами, когда и то, и другое начинает восприниматься как набор рутинных обязанностей, приносящих мало радости. Отчужденность человека от того дела, которое он делает, не понимание или искажение его конечной цели и смысла приводит к тому, что человек начинает жестко расписывать сценарии для себя и окружающих и огорчаться, когда кто-то ведет себя не в соответствии со сценарием. Когда деятельность приятна, ей отдаются, спонтанность вызывает интерес, стимулирует познание новых сторон бытия, личностный рост. Когда деятельность неприятна (а происходит это по причине внутреннего отчуждения от этой деятельности), то ее стремятся расписать и контролировать, любая спонтанность рассматривается как помеха. Человек как бы пытается упростить нелюбимый труд, при желании легко делегирует его другому. Он как бы пытается отвлечься от этого труда, чтобы освободить время для душевной работы. Однако специфика существования в современном мире такова, что освободившееся время тут же заполняется чем-то новым, привнесенным из социального контекста.
Одним из важных вопросов существует ли у нынешней молодежи конфликт интересов семьи и карьеры? Оказывается, да.
Чуть больше половины молодых людей с одобрением относятся к тем, кто на первое место в жизни ставит карьеру, а потом уже - создание собственной семьи (56%). С осуждением относятся к тем, кто ставит на первое место карьеру, а не семью, 16% респондентов. Почти каждый пятый (18%) заявил, что вопрос чужих приоритетов его не волнует.
Только 22% респондентов полагают, что ребенок - это серьезное препятствие для карьеры. Две трети опрошенных (64%) не считают рождение ребенка значимым препятствием для карьеры (39% полагают, что появление ребенка вообще никак не мешает карьере, еще четверть респондентов склонны думать, что все же мешает, но незначительно).
Как и ожидалось, молодые люди из семей с высоким уровнем материального достатка чаще других высказывают мнение, что ребенок карьере не помеха (47% против 39%). Поддержка семьи и собственные ресурсы позволяют им смелее смотреть в будущее. Так же и жители Москвы реже прочих считают, что ребенок является существенным препятствием для карьеры (16% против 22%).
Когда опрошенные молодые люди собираются заводить первого ребенка? Среди респондентов, у которых еще нет детей (а таких большинство - 83%), двое из каждых пяти юношей и девушек (41%) взвешенно планируют, когда обзаводиться детьми («когда получу образование, хорошую работу и свое жилье», «когда начну зарабатывать» и так далее). Придерживаются традиции - «заведу детей, когда женюсь», «когда выйду замуж» - лишь 16% молодежи. Столько же молодых людей полагают, что заведут ребенка по принципу «ничего не планирую, когда получится».
Показательно, что в возрастной категории 24-25 лет дети есть у каждого четвертого респондента (24%). Родителей со средним специальным образованием вдвое больше, чем с высшим (30% против 14%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что нынешняя молодежь больше всего уверена в том, что создаст прочную и счастливую семью. Очень велик процент тех, кто уже создал такую семью. Это говорит о том, что нынешняя молодежь, несмотря ни на что, дорожит и ценит семью и относится к ее созданию с большой серьезностью. Этим, наверное, и объясняется нежелание рано вступать в брак, не имея достаточной материальной и моральной опоры.
Примерно одинаков процент тех, кто считает, что ему по силам получить хорошее образование, работу и потом заниматься любимым делом.
Общий анализ показывает, что сформировался костяк молодежи оптимистически смотрящей в завтрашний день и уверенной в своих силах, для нее главной ценностью является семья, и к вопросу её создания они подходят очень серьезно. Несмотря на неопределенность в выборе основной цели, молодежь четко определила общие очертания своей будущей жизни.
В социологии существуют различные классификации ценностей.
На основе четырёх индивидуальных целеустановок: традиционная, альтруистическая, гедонистическая и самореализации можно определить принадлежность к той или иной группе первичных принципов, отношение к которым следующее:
1)традиционные: получать много денег (деньги); создать семью (семья); иметь авторитет (авторитет); выполнять свои обязанности (ответственность);
2)гедонистические: не отказываться от жизненных удовольствий (жизненные удовольствия); наслаждаться радостями жизни (радости жизни);
3) альтруистические: служить людям, в чем-то отказывая себе (общественное благо); помогать социально незащищенным (помощь нуждающимся);
4) самореализации: быть хозяином своей жизни (хозяин жизни); реализовать себя (самореализация); быть независимым (независимость); найти смысл жизни (смысл жизни).
Можно предположить, что современные молодые люди стремятся к самореализации, при этом альтруизм у них, увы, не в моде. Забота о благе людей отошла на задний план, забота о себе вышла на передний.
Существует типологизация четырех типов ценностных ориентаций, характеризующих направленность социальной активности молодежи.
I тип - социального взаимодействия
II тип - ценности индивидуальной самореализации
III тип - ценности личного счастья
IV тип - социальной успешности
Из них два ориентированы на ценности самореализации в социальной сфере (I и IV типы), и два - на ценности личностного индивидуального существования (II и III типы).
Формирующиеся типы ценностных ориентации способствуют установлению связей между свойствами интегральной индивидуальности, что свидетельствует о системообразующей функции ценностных ориентации в обеспечении целостного единства интегральной индивидуальности.
Данные типологии условны, кроме того, существует группа представителей молодежи, которую нельзя отнести к тому или иному из типов, поскольку она представляет некий синтез сразу нескольких из них.
Наиболее интересной представляется следующая классификация.
Первый тип назван «семейными» (13%). Это молодые люди, которые говорят о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей.
«Труженики» (17%) – это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом. При этом, как и предыдущая, это та группа молодежи, которая нацелена на достижение успехов преимущественно в сферах своих основных жизненных устремлений.
Третья группа, «предприимчивые» (20%),-это россияне в возрасте 17-26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран, достижения материального достатка.
Четвертая группа–«гедонисты» (10%), молодёжь, которая рассчитывает иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие.
Пятую группу молодежи (19%) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Данная группа не является более молодой, чем другие, и ее устремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Возрастное распределение внутри нее соответствует распределению среди молодежи в целом.
Шестая группа - «карьеристы» (6%) - это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути, они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес – больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых это еще и возможность реализации честолюбивых планов: стать известными, обладать властью и т. д.
Информация о работе Карьера и семья как ценности молодого человека