4.3.18. Организация
лечебно-трудовой деятельности и
лечебно-оздоровительных мероприятий
должна обеспечивать привлечение
клиентов к посильной трудовой
деятельности, совмещаемой с лечением
и отдыхом в зависимости от состояния
здоровья, с целью поддержать их активный
образ жизни.
4.3.19. Оказание
помощи в выполнении физических
упражнений должно обеспечивать
овладение клиентами доступным
и безопасным для здоровья
комплексом физических упражнений
в целях его систематического
выполнения для укрепления их
здоровья.
4.4.
Качество социально-психологических
услуг
4.4.1. Психологическое
консультирование должно обеспечить
оказание клиентам квалифицированной
помощи по налаживанию межличностных
отношений для предупреждения
и преодоления семейных конфликтов,
по вопросам детско-родительских,
супружеских и других значимых
отношений.
Социально-психологическое
консультирование должно на основе полученной
от клиента информации и обсуждения с
ним возникших социально-психологических
проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать
внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
4.4.2. Психодиагностика
и обследование личности должны
по результатам определения и
анализа психического состояния
и индивидуальных особенностей
личности клиента, влияющих на
отклонения в его поведении
и взаимоотношениях с окружающими
людьми, дать необходимую информацию
для составления прогноза и
разработки рекомендаций по проведению
коррекционных мероприятий.
4.4.3. Психокоррекция,
как активное психологическое воздействие,
должна обеспечивать преодоление или
ослабление отклонений в развитии, эмоциональном
состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных
форм эмоционального реагирования и стереотипов
поведения отдельных лиц, конфликтных
отношений родителей с детьми, нарушений
общения у детей или искажения в их психическом
развитии и т.д.), что позволит привести
эти показатели в соответствие с возрастными
нормами и требованиями социальной среды.
4.4.4. Психотерапевтическая
помощь должна способствовать
эффективному решению клиентами
таких лежащих в основе жизненных
трудностей и личностных конфликтов
проблем, как преодоление в семье
острой психотравмирующей или
стрессовой ситуации, негативно
влияющей на здоровье и психику
прежде всего детей, неадекватных форм
поведения родителей, социальная адаптация
к изменяющимся социально-экономическим
условиям жизни и быта и т.д.
4.4.5. Социально-психологический
патронаж должен на основе
систематического наблюдения за
клиентами обеспечивать своевременное
выявление ситуаций психического
дискомфорта, личностного (внутриличностного)
или межличностного конфликта и других
ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную
ситуацию клиентов, и оказание им необходимой
в данный момент социально-психологической
помощи.
4.4.6. Психопрофилактическая
и психологическая работа должна
способствовать формированию у
клиента потребности в психологических
знаниях и желании использовать
их для работы над собой
и своими проблемами, созданию
условий для полноценного психического
развития личности на каждом
возрастном этапе, своевременному
предупреждению возможных нарушений
в становлении и развитии личности
клиента.
4.4.7. Психологические
тренинги, как активное психологическое
воздействие, должны быть оценены
их эффективностью в снятии
последствий психотравмирующих
ситуаций, нервно-психической напряженности,
привитии социально ценных норм
поведения людям, преодолевающим
асоциальные формы жизнедеятельности,
формировании личностных предпосылок
для адаптации к изменяющимся
условиям.
4.4.8. Привлечение
клиентов к участию в группах
взаимоподдержки, клубах общения должно
обеспечивать оказание им помощи в выходе
из состояния дискомфорта (если оно есть),
поддержании и укреплении психического
здоровья, повышении стрессоустойчивости,
уровня психологической культуры, в первую
очередь в сфере межличностных отношений
и общения.
4.4.9. Экстренная
(по телефону) психологическая и медико-психологическая
помощь должна обеспечивать: безотлагательное
психологическое консультирование клиентов,
содействие в мобилизации их физических,
духовных, личностных, интеллектуальных
ресурсов для выхода из кризисного состояния,
расширении у них диапазона приемлемых
средств для самостоятельного решения
возникших проблем и преодоления трудностей,
укреплении уверенности в себе, а также
медико-психологическое консультирование
и помощь в определении предварительного
диагноза, правильном выборе лекарств
и порядка их приема до прибытия вызванного
врача.
4.4.10. Беседы,
общение, выслушивание, подбадривание,
мотивация к активности, психологическая
поддержка жизненного тонуса
должны обеспечивать укрепление
психического здоровья клиентов,
повышение их стрессоустойчивости
и психической защищенности.
4.5.
Качество социально-педагогических
услуг
4.5.1. Социально-педагогическое
консультирование должно обеспечивать
оказание квалифицированной помощи
клиентам в правильном понимании
и решении стоящих перед ними
социально-педагогических проблем
(родительско-детских отношений, воспитания
и развития детей и подростков, формирования
супружеских и семейных отношений, включая
сексуальные, предупреждения и преодоления
педагогических ошибок, межличностных
отношений в семье и т.д.).
4.5.2. Социально-педагогическая
диагностика и обследование личности
должны быть проведены с использованием
современных приборов, аппаратуры, тестов
и давать на основании всестороннего изучения
личности (взрослого или ребенка) объективную
оценку ее состояния для оказания в соответствии
с установленным диагнозом эффективной
педагогический помощи клиенту, попавшему
в кризисную или конфликтную ситуацию,
установления форм и степени социальной
дезадаптации детей, определения интеллектуального
развития ребенка, изучения его склонностей,
степени готовности к школе и т.д.
4.5.3. Педагогическая
коррекция должна обеспечивать
оказание квалифицированной и
эффективной педагогической помощи
родителям (в форме бесед, разъяснений,
рекомендаций и т.п.) в преодолении
и исправлении допущенных ими
педагогических ошибок или конфликтных
ситуаций в семье, травмирующих
детей, а также в исправлении
неадекватных родительских установок
и форм поведения родителей
при воспитании детей.
4.5.4. Организация
досуга в учреждениях социального
обслуживания должна быть направлена
на удовлетворение социокультурных
и духовных запросов клиентов
(как взрослых, так и детей). Она
должна способствовать расширению
общего и культурного кругозора,
сферы общения, повышению творческой
активности клиентов, привлечению
их к участию в семейных
и детских праздниках, соревнованиях,
к активной клубной и кружковой
работе (а детей - и к занятию
спортом), к проведению других
культурно-досуговых мероприятий.
4.5.5. Качество
услуг, связанных с организацией
получения или содействием в
получении образования инвалидами
(в том числе детьми-инвалидами
на дому) в соответствии с их
физическими возможностями и
умственными способностями, определяется
тем, в какой степени созданные в
учреждениях или на дому условия для дошкольного
воспитания детей-инвалидов и получения
ими школьного образования по специальным
программам, а также для получения образования
взрослыми инвалидами по специальным
программам и сами программы способствуют
успешному и результативному проведению
воспитательной работы и обучению.
Условия должны
быть созданы с учетом характера инвалидности,
физического состояния инвалидов и обеспечивать
необходимые для них удобства в процессе
воспитания и обучения. Программы должны
быть составлены с учетом способности
того или иного инвалида к восприятию
и усвоению навыков воспитания или учебного
материала.
4.5.6. Услуги,
связанные с социально-трудовой
реабилитацией, должны обеспечивать
создание в стационарных учреждениях
таких условий, которые позволят
вовлечь клиентов в различные
формы жизнедеятельности с учетом
состояния их здоровья, а также
обеспечивать активное участие
клиентов в мероприятиях по
обучению доступным профессиональным
навыкам, способствующим восстановлению
их личностного и социального статуса.
4.5.7. Обучение
основам домоводства выпускников
интернатных учреждений, проживающих
самостоятельно, должно быть наглядным
и эффективным, в результате его клиенты
должны в полном объеме освоить такие
бытовые процедуры, как приготовление
пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой
и т.п.
4.5.8. Обучение
инвалидов пользованию техническими
средствами реабилитации (в том
числе для творческой и физкультурно-спортивной
реабилитации) должно развить у
инвалидов практические навыки
умения самостоятельно пользоваться
этими средствами.
Профессиональная
реабилитация инвалидов должна способствовать
максимально возможному восстановлению
их профессиональных навыков и овладению
новыми профессиями.
Профессиональное
консультирование должно способствовать
быстрейшей профессиональной реабилитации
инвалидов.
4.5.9. Содействие
в организации труда подростков-инвалидов
и членов их семей на дому
должно обеспечивать оказание
всесторонней педагогической помощи
клиентам в повышении квалификации
и качества их труда, а также
помощи в своевременном и полном
снабжении их сырьем и выгодном
сбыте продукции.
4.5.10. Определять
форму обучения несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
и оказывать им практическую
помощь в организации обучения
следует с учетом степени их
социально-педагогической дезадаптации,
уровня знаний, физического и психического
состояния.
Организация
профориентации, профобучения, трудоустройства
таких подростков должна помочь им в выборе
профессии, обучении этой профессии, получении
соответствующей квалификации и устройстве
на работу по выбранной профессии.
4.5.11. Обучение
детей-инвалидов навыкам самообслуживания,
поведения в быту и общественных
местах, самоконтролю, навыкам общения
и другим формам жизнедеятельности
должно обеспечивать формирование
ребенка (подростка) как личность
самостоятельную, способную обслужить
себя в бытовых условиях, культурную
и вежливую, предусмотрительную
и благожелательную в отношении
к окружающим, внутренне дисциплинированную.
4.5.12. Обучение
родителей детей с ограниченными
возможностями, в том числе детей-инвалидов,
основам реабилитации должно
быть проведено с учетом индивидуальных
особенностей детей, характера их
индивидуальности, степени ограничения
возможностей, физического или психического
состояния детей, а также степени подготовленности
родителей к этим процедурам.
Качество обучения
должно быть оценено по степени восстановления
физических или умственных возможностей
детей и их адаптации к окружающей обстановке.
4.5.13. Социально-педагогический
патронаж семей должен быть
проведен с учетом их отнесения
к определенной группе (многодетные,
малообеспеченные и др.), физического
и психического состояния членов
семьи, характера взаимоотношений
между родителями и детьми. Качество
патронажа оценивают по степени
его влияния на обеспечение
нормального семейного воспитания
членов семьи и создания в
семье нормальной социально-педагогической
обстановки.
4.6.
Качество социально-экономических
услуг
4.6.1. Содействие
населению всех категорий и
групп в получении льгот, пособий,
компенсаций и других выплат,
кредитов, алиментов, предоставлении
жилья или улучшении жилищных
условий в соответствии с законодательством
Российской Федерации должно
обеспечивать своевременное, полное,
квалифицированное и эффективное
оказание помощи в решении
вопросов, интересующих клиентов, и
удовлетворять их запросы и
потребности.
4.6.2. Компенсация
клиентам стационарных учреждений
расходов, связанных с проездом
на обучение, лечение, консультации,
должна своевременно и полностью
возмещать эти расходы каждого
клиента в соответствии с финансовыми
документами, подтверждающими их
законность.
4.6.3. Обеспечение
при выписке из стационарных
учреждений одеждой, обувью и
денежным пособием по утвержденным
нормативам должно удовлетворять
потребности клиентов в добротной,
соответствующих размеров, роста
и фасона одежде и обуви, а
также в денежных средствах.