Классический этап в истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Социология как наука вытекает из философии. Появилась она в конце 30-х - начале 40-х годов, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Он выдвинул идею социальной физики — так первоначально обозначалось новое направление в науке.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

Центральной в  творчестве Э.Дюркгейма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.

В методологии  Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент  его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых  отдельно друг от друга, должно происходить  в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, как автономная сфера  деятельности, развивается почти  исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного воздействия  факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его  сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе  самого общества. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального  факта должна быть найдена среди  предшествующих социальных фактов, а  не в состоянии индивидуального  сознания.

Например, по Дюркгейму, важнейшей функцией разделения труда  в современном обществе является усиление социального единства через  развитие отношений зависимости. С  ростом разделения труда все более  важной интеграционной силой выступает  безличная функциональная зависимость, которая появляется, когда из-за специализации никто больше не обеспечивает сам себя. Главное, по Дюркгейму, показать не причину появления социального  факта, а его функцию для целого, допуская, что эта функция имеет  положительный для целого характер.

По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, и в котором собственное понимание участником событий действительности имеет подчиненное значение по сравнению с отстраненным научным анализом.

Э. Дюркгейм видел  в ценностях важнейший конституционный  фактор общественной организации, которую  он рассматривал с позиции структурного функционализма. Общество есть автономная сфера бытия и развивается по своим собственным законам. Факторы несоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезного влияния. Структуру общества Дюркгейм рассматривал как совокупность социальных фактов, которые взаимодействуют и порождают друг друга. Причина социальных фактов кроется не в сознании, а в предшествующих социальных фактах. Социальная структура распадается на две группы фактов: во-первых, она включает в себя материальные и духовные ценности и, во-вторых, социальные коллективы. Анализируя последние, Дюркгейм выделяет такие коллективы, как семья, профессиональная группа и т.п., а также возникающие на основе разделения труда социальные институты, выражающие общественное единство (мораль, религия). Причинность в социальном процессе - взаимодействие названных элементов социальной среды, рождающее то или иное социальное явление.

Э. Дюркгейм приходит к выводу о том, что причинный  анализ - это отыскивание зависимости  социального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть  более широкие возможности в  познании общества, если бы автор указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишь функциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлению причинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурного функционализма он обозначил термином "социологический детерминизм".

Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественной дезорганизации. Он вывел понятие нормального типа общества, понятие нормы и патологии, используя их в описании кризисов и преступлений. Задачей социологии Дюркгейм считал создание теории общества оптимального типа, по отношению к которому надо оценивать случаи отклоняющегося поведения. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Наступление аномии свидетельствует о том, что общество перестаёт быть регулирующей силой по отношению к своим членам, у которых утрачивается значимость социальных норм и ценностей; у людей отсутствуют эталоны сравнения оценки своего поведения, что приводит к потере групповой солидарности; социальные цели не соответствуют социально одобряемым средствам их достижения. Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма  в понятии "социологизм". Центральной  же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному  или современному.

Дюркгейм был  сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Вместе с  тем, он являлся противником революционного социализма, считая, что подлинные  и глубокие социальные изменения  происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить  противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную  альтернативу левому и правому радикализму. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское  общество из тяжелого кризиса, в котором  оно оказалось в последней  четверти XIX в. после падения прогнившего  режима Второй империи, поражения в  войне с Пруссией и кровавого  подавления Парижской коммуны.

Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" - коллективные представления (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые существуют вне индивида и принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной  теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т. е. специализацию и распределение  людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании —  совокупности общих верований и  чувств, которые разделяют члены  одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его  идеалы и традиции.

Разделение труда  вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает  договор. Обмен предполагает, что  два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают  сотрудничество и кооперация. Кооперироваться, значит поделить между собой общее  занятие. Договор покупателя с продавцом  или предпринимателя с рабочим  — форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами  и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных  обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит  себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба  дополняют друг друга. Чем примитивнее  общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения  и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к  другу, шире базис демократии. Чем  глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Специфика социальной реальности определяет и специфику  социологии как науки. Поскольку  социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постольку  происходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли сознания: философию, логику, этику, историю, экономику и др. Социология превращается в "систему, в корпус социальных наук". В этом смысле "социологизм" из базовой социологической концепции превращается в широкое философское учение. И в самом деле, те реальные глобальные проблемы природы, морали, религии и т.д., которые Дюркгейм стремился разрешить в своих исследованиях, часто выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке.  

Заключение.

На вторую половину 19 – начало 20 в. приходится расцвет  теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших  классическими. Основатели классической западной социологии - О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Они сделали ставку на научные  исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь  выявить факторы их развития, найти  причины существующих противоречий и пути их решения. Основоположники  социологии были сторонниками стабильного  порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской  войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как  раз и рассматривалась ими  в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и  подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном  — объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.

В наши дни социология не просто наука об обществе, которое  когда – то было, это наука  о том, как мы живем, чем мы живем. Она становится все актуальнее и актуальнее. «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (Кр. Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст. Мур, Б. Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее дополнительно рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж. Мейсионис) 
 
 
 

Список  литературы.

1. Арон Р. Этапы  развития социологической мысли. - М., 2005 - 608 с.

2. Бачинин В.А. История западной социологии. - М., 2002 - 382 с.

3. История социологии  в Западной Европе и США:  Учеб. для ВУЗов / под ред. Гайденко П.П., Добренькова В.И., Ионина Л.Г. и др. - М., 1999. - 563 с.

4. Кравченко  С.А. Социология. Учебное пособие  для ВУЗов. - М.: Экзамен, 2002

5. Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический Проект, 2001

6. Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60-е - 90-е годы XX века): страницы истории // Социологические исследования. - 2004. - № 2.

7.     Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2001

8. Харчев В.Г. Основы социологии. – М.: Логос, 2001. – 302 с.

9. Кравченко А.И., Добреньков В.И. История социологии: учебник. – М.: Проспект, 2006. – 408 с.

10. Фролов С.С. Социология. – Гардарики, 2008. – 344с.

11. Смелзер И. Социология. - М., 1994. – 202 с.

12. Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60-е - 90-е годы XX века): страницы истории // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С. 26. 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Классический этап в истории социологии