Коммуникативная личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 22:30, реферат

Краткое описание

Многогранность человека как личности позволяет изучать его во многих ипостасях. Человека изучают во всех проявлениях его существования и деятельности: как «человека разумного», как «человека общественного», как «человека-потребителя», как «человека свободного». Имеются исследования, посвященные изучению «человека, не владеющего речью» (в довербальный период его существования и в плане современной медицинской проблемы).

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1. Понятие и основные характеристики коммуникативной личности……………………………………………………………………………4
Глава 2. Параметры коммуникативной личности …………………………….…9
Глава 3. Типы коммуникативной личности.…..………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

В актуализации коммуникативной  установки  наблюдается  использование  либо одних и тех же коммуникативных  средств (эффект усиления при повторяемости), либо разных средств (эффект усиления при скрытой повторяемости за счет варьирования коммуникативных  средств). Мотивом коммуникации может  служить психологически обусловленная  потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка  формируется на базе вербальных и  невербальных средств  коммуникации. Таким  образом, мотивационные механизмы  влияют на коммуникативную деятельность личности.

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Актуализация этих способностей и знаний сопряжена с целым рядом других когнитивных характеристик, связанных с самым ответственным этапом коммуникации - функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные механизмы речемыслительной деятельности, обусловленные не только социологическими, психологическими и лингвистическими факторами, но и нейрофизиологическими.

Успешность  коммуникации, воздействие  на собеседника  в  значительной мере зависят  от совместимости  когнитивных характеристик  коммуникантов. Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию.

Когнитивный параметр является связующим  звеном между  мотивационным  и  функциональным параметрами. С одной стороны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного опыта индивида, с другой стороны, дает возможность выбора наиболее эффективного способа использования этого опыта в конкретных условиях коммуникации.

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета.

Таким образом, отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Типы коммуникативной личности.

 

Коммуникативная личность обладает коммуникационным потенциалом, включающим знания и опыт, коммуникативную компетенцию и коммуникативную потребность. Владение этим комплексом (потребности, знания и компетентность) позволяет коммуникативной личности уверенно ориентироваться в коммуникативной среде. В зависимости от степени использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации, т. е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода).

Существует несколько типов коммуникантов.

Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для «борьбы» с таким коммуникантом бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).

Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации. Следует иногда в собственных интересах возвращать его к нужной теме.

Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (вступительная часть «о погоде», фатическое общение).

Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее другим, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

В плане воздействия как  социально значимой функции выделяются два основных типа коммуникативной  личности: а) доминантный, для которого характерны самоуверенность, напористость, и б) реагирующий, для которого характерны аргументативность, аналитизм и отзывчивость.

Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть и из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния Я или ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.

Родитель: критический (например, руководитель: Когда вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) и кормяще-заботливый (например, преподаватель студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните!).

Взрослый (например, консультант фирмы клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса?).

Ребенок: приспосабливающийся (например, работник руководителю: А как я должен был составить справку? Я полностью согласен с Вами!) и естественный (например, работник фирмы клиенту: Это будет прекраснейшая поездка!).

В зависимости от коммуникабельности - привычного стиля общения социотипа на близких коммуникативных дистанциях – можно выделить несколько разновидностей общения или групп типов личности:

1) группа страстных социотипов (этические экстраверты), которые уверены в своем отношении к другому человеку и не боятся открыто проявлять свои симпатии и антипатии; наиболее общительные в неформальных контактах типы. К ним относятся: энтузиаст, наставник, политик, советчик.

2) группа хладнокровных социотипов (логические интроверты), которые не уверены в своих чувствах и поэтому очень сдержанны в эмоциональных проявлениях; наименее общительная категория людей. К ним относятся: аналитик, инспектор, критик, мастер.

3) группа деловых социотипов (логические экстраверты), которые контактны в деловом общении и эмоции которых направлены на результаты работы. К ним относятся: искатель, маршал, предприниматель, управитель.

4) группа душевных социотипов (этические интроверты), которые обладают скрытым миром душевных переживаний и отличаются прочными, хотя и не демонстрируемыми при посторонних душевными привязанностями; для них характерна средняя степень коммуникабельности - общительность в кругу знакомых и родных. К ним относятся: посредник, лирик, хранитель, гуманист.

Сначала разберем контрастные, легко  заметные в  жизни  виды коммуникабельности - экстравертно-этический и интровертно-логический:

1. Экстравертные этики, или страстные. Их позиция в общении - активный  поиск чувств. Они несут эмоции  окружающим людям. Общение они  понимают как обмен эмоциями, как своеобразное "плавание" в бурном потоке жизни.

2. Интровертные логики, или хладнокровные. Группа коммуникабельности, противоположная  страстным. Общение понимают как  обмен недостающей информацией. Такая коммуникабельность ничего  бы не потеряла, если бы осуществлялась лишь в письменном виде.

Среди этих двух полюсов  коммуникабельности находятся еще  два, которые укладываются в рамки  выработанных обществом стереотипов  поведения лиц противоположного пола:

3. Экстравертные логики, или деловые, - мужской стереотип коммуникабельности. Его можно назвать активным ожиданием чувств. Стандартному образу настоящего мужчины приписывают активную жизненную позицию, но только не в области чувств. Общение эти социотипы понимают как деловое сотрудничество.

4. Интровертные этики, или душевные, - женский стереотип коммуникабельности. Эту позицию можно охарактеризовать  как пассивный поиск чувств. Общение  понимается как обмен знаками  душевной привязанности.

С течением времени у каждого  индивида вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль, который является формой репрезентации и саморепрезентации индивида. Предложенные типологии не являются исчерпывающими и построены на разнородных основаниях, например: доминантный (нацеленный на подавление и самоутверждение), драматический (с элементами нажима, преувеличения, с надеждой на сочувствие и понимание своих проблем), аргументативный (предполагающий спор, дискуссию, в какой-то мере провокативный), впечатляющий (аффективный, театрально-игровой, запоминающийся благодаря удачному употреблению слов или фраз), уравновешенный (внимательный, открытый индифферентный к внешним проявлениям).

Развитие  личностью  тех  или  иных коммуникативных  стилей (которые могут воспроизводиться человеком  в  неосознаваемой форме) предполагает их анализ и осознанный выбор при решении тех или  иных задач.

Таким образом, существует несколько  классификаций  типов коммуникативной  личности. Основными типами являются: доминантный (стремится завладеть инициативой в общении), мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации), ригидный (испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения) и интровертный (застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).  

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Для оценки коммуникативной личности как социального феномена следует обращать внимание не только на индивидуальные характеристики личности, но и такие аспекты, как коммуникабельность, коммуникативную компетентность и харизму.

Отмеченные параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.

Существует  несколько  классификаций  типов  коммуникативной  личности. Основными типами являются: доминантный (стремится завладеть инициативой в общении), мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации), ригидный (испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения) и интровертный (застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).

На сегодняшний день проблема  коммуникативной  личности остается открытой для исследования, полной тайн и загадок. Попробуйте заглянуть  в себя как коммуникативную личность, и вы найдете много неожиданного и поучительного.

 Список использованной литературы

 

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы  речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. С.189-198.

2. Зверинцев А. Коммуникационный  менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Глава 5. Пресс-секретарь. СПб.: Изд-во  Буковского, 1995

3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. С.164 сл.

4. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Глава 4. Методы анализа текстов политических лидеров. М.: Центр, 1998. С. 205 сл.

5. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации [Текст]: Учеб. пособие дня вузов / С.В. Бориснёв. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.

6. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]: Учеб. пособие / О.М. Казарцева. - М.: Флинта: Наука, 1999. — 496 с.

7. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация [Текст]: Учеб. пособие для университетов и институтов / Е.В. Клюев. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320 с.

8. Основы теории коммуникации [Текст]: Учебник / под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.

9. Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации [Текст]: Учебник для вузов / Ф.И. Шарков. — М.: Перспектива, 2003. — 248 с.

10. Гетте, Е. Ю. Тендерный аспект современных коммуникативных процессов [Текст] / — М, 2002. — С. 191-192.

11. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] / Д.Б. Гудков. — М.; Гнозис, 2003.— 288 с.

 

 

 

 


Информация о работе Коммуникативная личность