Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:35, реферат

Краткое описание

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей: ребенок впервые рассматриваются не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия . С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст.6), на сохранение индивидуальности (ст.8), на право свободно выражать свои взгляды (ст.12), на неучастие в военных действиях (ст.38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст.39).

Вложенные файлы: 1 файл

Права ребенка(реферат).docx

— 31.34 Кб (Скачать файл)

Протекционизм (патернализм) рассматривает детство как период полной зависимости и крайней беспомощности, либерализм же, наоборот, - как период самостоятельности ребенка. Протекционизм противопоставляет ребенка взрослому, подчеркивая зависимость первого от последнего как на физическом (средства к существованию, защита от насилия), так и на психическом уровне (процесс принятия решений, взаимоотношения с другими людьми). В то время как либерализм делает основной акцент на том, что и тот и другой по сути человек, протекционизм настаивает на органической связи ребенка с семьей, либерализм предоставляет ребенку право выбора семейного окружения.

В результате создатели Конвенции, действующие без какой-либо правовой и философской основы, были вынуждены выработать собственную концепцию прав ребенка – либеральный патернализм. Данный подход не был абсолютно новым. Он представляет собой сочетание некоторых положений патернализма и либерализма, поскольку, несмотря на представленные антитезисы, обе теории имеют рациональное зерно.

Либеральный патернализм рассматривает детство как поэтапный процесс развития ребенка от сильной зависимости (период младенчества) к самостоятельности (период взросления). Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку постепенно обрести независимость в мыслях и поступках. Таким образом, власть родителей и лиц, осуществляющих заботу о ребенке, имеет целевой характер, т.е. направлена на развитие у него самосознания и способности к самоопределению. В основе либерального патернализма лежит достижение согласия между детьми и взрослыми. Благодаря идеям этой концепции, воплотившимся в Конвенции, ребенок признается полноправным членом общества [11;51]. Был положен конец господствующему на протяжении столетий тезису о том, что ребенок принадлежит родителям или другим лицам, которые о нем заботятся. В то же время в ней отражена специфика ребенка как такового.

Другим фактором послужило то, что в рабочую группу входили представители различных министерств и ведомств: специалисты в области права, социальной защиты, внешней политики. В составе делегатов не наблюдалось постоянства: один и тот же представитель обычно присутствовал на двух или трех сессиях. Эти обстоятельства способствовали тому, что в качестве образца была взята модель предшествующих комплексных международных документов в области гуманитарного права, сфокусированных на индивидуальных правах человека.

Также нельзя не отметить активное участие в работе группы таких неправительственных организаций, как «Международная защита детей» и особенно ad hoc группа НПО по созданию Конвенции о правах ребенка, в которую вошли примерно тридцать НПО. Используя исследования своих членов, НПО имели возможность оказывать значительное влияние на процесс обсуждения документа, в частности на содержание окончательного текста. В начале 1983 года процесс создания Конвенции стал развиваться, и  к 1985 году число работающих над ней представителей государств и НПО увеличилось вдвое. 20 ноября 1989 года Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН [3].

Анализируя деятельность рабочей группы, следует отметить трудности, которые возникали в процессе достижения консенсуса [11; 51].

Фактически без споров были приняты статьи, защищающие ребенка от употребления наркотиков (ст.33), сексуального и иного вида эксплуатации (ст.34, 36), похищения и торговли детьми (ст.35). Небольшую дискуссию вызвали нормы, касающиеся права ребенка на неприкосновенность частной жизни (ст.16), индивидуальность (ст.8), отдых (ст.31), необходимый уровень жизни (ст.27), защиту от злоупотребления и пренебрежения (ст.19).

Некоторые противоречия возникли, когда несколько делегатов предприняли последнюю попытку изменить содержание ст.1 и 6, чтобы обеспечить защиту прав нерожденного ребенка. Против этого положения выступило преобладающее число представителей. Оппозиция включению в Конвенцию прав внутриутробного плода была настолько сильна, что п. 9 преамбулы, содержащий ссылку на Декларацию прав ребенка, которая устанавливает, что ребенок должен иметь «правовую защиту как до, так и после рождения», был принят, но только с содержащимся в докладе рабочей группы положением, согласно которому эти слова не влияют на толкование Конвенции.

Статьи о свободе вероисповедания (ст.14), передаче на воспитание и усыновление (ст.20 и 21), участии детей в вооруженных конфликтах (ст.38) были приняты только после достаточно напряженного обсуждения.

К сожалению, несколько предложений в силу различных причин не были включены в Конвенцию. Одно из них касалось ограничений на проведение медицинских опытов над детьми. Вопреки общему признанию необходимости данного положения оно было отклонено из-за отсутствия консенсуса относительно его содержания. Другое предложение, затрагивающее права так называемых незаконных детей, вообще осталось без внимания большинства делегатов. Противоречия, как правило, возникали из-за различий в правовых и культурных традициях государств, участвовавших в создании Конвенции. Трудно шло обсуждение вопросов о свободе вероисповедания и праве на усыновление, которые противоречат законам исламских государств [11;52]. При определении минимального возраста, по достижении которого ребенок может участвовать в вооружённых конфликтах, тоже сыграли роль национальное право, этические ценности и этнические обычаи.

Несмотря на все трудности, вызванные как правовыми, так и культурными традициями, рабочая группа признала ребенка субъектом права.

При разработке Конвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации ООН «О правах ребенка» (1959 г.) – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Тот факт, что именно через этот принцип раскрываются все права ребенка, является признанием возможности возникновения противоречия между некоторыми правами ребенка и правами и обязанностями родителей/опекунов и даже государства. В силу этого Конвенция не только утверждает приоритет интересов детей, но и рассматривает как принцип соблюдение прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации. Так, согласно, ст.5,12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.20,23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

К основным принципам Конвенции также относится принцип относительности обязательств и прав в рамках Конвенции. В то время как основной смысл Конвенции заключается в том, что государства обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределах своей юрисдикции (ст. 2 Конвенции), их обязательства ограничены реальными возможностями их выполнения. Так, например, выполняя свое обязательство согласно ст.3 по обеспечению защиты и заботы, необходимых для благосостояния ребенка, государства должны также принимать во внимание права и обязанности родителей ребенка или других лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка [7;49].

Текст Конвенции состоит из трех частей: преамбула, в которой излагаются принципы и соотношение с другими международными документами в области прав человека; основная часть, посвященная правам ребенка (ст.1-41); нормы, регламентирующие процесс имплементации (ст.42-54). Статьи основной части (за исключением 1,4 и 41) содержат полный перечень прав человека, зафиксированных в других международных документах: социальные, эконмические, культурные, гражданские и политические [11; 52].

На 2010 год 193 страны стали участниками Конвенции в результате ратификации, принятия и присоединения к ней. Из членов ООН только США и Сомали не присоединились к Конвенции. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для РСФСР 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии в июне 1992 года предложил государствам ежегодно 20 ноября отмечать Всемирный день детей. Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, так как она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Таким образом, определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка – и наделяет его высокими полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агушева. Г.Г., Баданин Д. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект // Ювенальное право. -Архангельск: Поморский университет. – 2005. – С. 10.
  2. Бобылев, Г.В. Сотрудничество в гуманитарной области в рамках ОБСЕ // Европейское международное право. М., 2005 С. 327-330.
  3. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – №45. – Ст. 955.
  4. Долинская, Л.М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах // Цивилист. – 2008. – № 4.– С. 76.
  5. Иванов Д.В. Беженцы в современном международном праве / Д.В Иванов. – М., 2006. – С. 34-35.
  6. Конвенция о правах ребенка: конвенция ООН. - Москва: РИОР, 2004. - 24 с.
  7. Кравчук, Н.В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. – 2006. – № 4. – С.49.
  8. Международный пакт о политических и гражданских правах // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. – 1990. – С. 32
  9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. – 1990. – С.20.
  10. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С. 83-99.
  11. Титова, Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка // Российский юридический журнал. – 2000. – № 1. – С. 47-52.

 


Информация о работе Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка