Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:57, реферат

Краткое описание

В ч. 1 ст.1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В истинном правовом государстве проблема гарантии и реализации прав и свобод людей должна всегда стоять на первом месте, к чему России и требуется стремиться.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

Тема: Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В  ч. 1 ст.1  Конституции  РФ закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть   демократическое  федеративное  правовое государство с республиканской формой правления». В истинном правовом государстве проблема гарантии и реализации прав и  свобод  людей должна всегда стоять на первом месте, к чему России и требуется стремиться.

     В ст. 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью.

     Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

     Основные  права и свободы человека и гражданина являются одними из важнейших прав и свобод современности, притягивающие к себе постоянное пристальное внимание. Они касаются поддержания и нормативного закрепления условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности.

     Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права и свободы человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав и свобод человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

 

История идеи основных прав и свобод человека и гражданина

 

     Зарождение идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества.  Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени.

     Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos - соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру - это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью.

     В VI в. до н. э. афинский архонт Солон  разработал Конституцию, закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников.

     Древние римляне внесли свой вклад в развитие прав и свобод, в частности, тем, что осуществили элементарное разделение властей, которое в наши дни является неотъемлемым атрибутом демократического правового государства. В римском государстве была также разработана концепция естественного права; в нем отсутствовали принудительно осуществляемые права, цензура, принуждение к исповеданию какой-либо религии.

     В период средневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество - общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие.                       Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничения права монарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определить для владычества монарха, правила, которым он должен следовать.  Противостояние монарха, баронов, рыцарства, завершилось принятием  «Великой хартии вольностей» (1215г.). В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов, лиц, не знающих законов, либо не желающих их выполнять.   Особое место занимает ст.39 «Великой хартии», предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

     «Петиция о праве» (1628г.), относящаяся  к периоду формирования буржуазного  строя в Англии, возлагала определенные  обязанности на короля, которые  призваны были защищать подданных  от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на пути обеспечения  прав человека явился «Хабеас  корпус акт» (1679г.), который ввел  понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности  личности, принцип презумпции невиновности  и другие, важнейшие для защиты  прав личности положения.

     Актом, закрепившим компромисс между  упрочившейся буржуазией и правящей  верхушкой землевладельцев, утверждением  конституционной монархии, стал  «Билль о правах» (1689г.). Билль  отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия  приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы  в пользу короны, содержать постоянную  армию в мирное время. Наряду  с этим Билль внес неоценимый  вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и  прений в парламенте, свободу  выборов в парламент, право обращения  подданных с петицией к королю. Указанные нормативные акты - свидетельство  первооткрывательства Англии в  области прав человека и в  необходимом для их защиты  разделении властей.

     Учение естественного права было  развито Томасом Пейном и Томасом  Джефферсоном в их борьбе за  победу буржуазно-демократической  и антиколониальной революции. Идеи  Пейна и Джефферсона были направлены  не только на утверждение демократической  государственности, но и на защиту  неотъемлемых естественных прав  человека. Трудно переоценить великий гуманный пафос «Декларации прав Вирджинии» (1776г.), провозгласившей: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение». «Декларация прав Вирджинии», была первым государственным определением прав человека. 

    Идеи  «Декларации прав Вирджинии»  были развиты в «Декларации  независимости» (1776г.), провозгласившей: «Мы полагаем самоочевидным те  истины, что все люди созданы  равными и наделены Творцом  определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что  для обеспечения этих прав  среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия  в согласии управляемых».

     Конституция США 1787г. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789г., были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие «Билль о правах», ратифицированный в 1791г.

     Важнейшим шагом в развитии  прав человека явились буржуазно-демократические  революции XVII - XVIII веков, которые выдвинули  не только широкий набор прав  человека, но и принцип формального  равенства, ставший основой универсальности  прав человека.

     Дальнейшим этапом углубления  и развития каталога прав человека  стала вторая половина XX века. После  Второй мировой войны, сопровождавшейся  грубыми массовыми нарушениями  прав человека, они вышли за  пределы внутригосударственной  проблемы и стали предметом  постоянного внимания международного  сообщества.

     Идеи Руссо, Гроция, Локка, Монтескье  стали мощным фактором Великой  Французской Революции, а так  же дальнейшее развитие идей  прав человека, яркий тому пример  — « Декларация прав человека  и гражданина» (1789г.).

     В  1948  году  10 декабря Генеральная  Ассамблея ООН приняла  «Всеобщую  декларацию  прав  человека», с тех пор этот день отмечается как День прав человека.

     Впервые в истории человечества  были сформулированы и рекомендованы  для осуществления во всех  странах основные права и свободы  человека, которые во всем мире  рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих  документов, например конституций  конкретных государств.

    Признание  «Всеобщей декларации прав человека» (1948г.), Европейской Конвенции «О  защите прав человека и основных  свобод» (1950г.), Международного пакта  «Об экономических, социальных и  культурных правах» (1976г.), Конвенции  «О предупреждении преступлений  геноцида и наказания за него», Международной Конвенции «О ликвидации  всех форм расовой дискриминации», и ряда других важнейших международно-правовых  актов, явилось неоценимым вкладом  в развитие цивилизации и культуры XX – XXI в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ

 

     Все права закрепленные в Конституции РФ делятся на личные, политические, социально- экономические, духовно-культурные.

     Личные права — это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, признанные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

     Первое и главное право, закрепленное  за человеком -  право на жизнь.

Следуя положениям ст. 3 «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.),

ст. 2 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1966 г., ст. 7 «Декларации прав и свобод человека и гражданина» от 28 ноября 1991 г., право на жизнь получило своё закрепление в ст. 20 Конституции РФ.

     Право на жизнь исключает возможность преднамеренного лишения жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Однако существует возможность совершения убийств в состоянии необходимой обороны, в отдельных государствах разрешена эвтаназия (лишение жизни по желанию неизлечимого больного, испытывающего тяжелейшие страдания, после всестороннего медицинского обследования и консилиума).

     Далее рассмотрим право на  достоинства личности. Это качество  человека равнозначно праву на  уважение и обязанности уважать  других. Достоинство конкретизируется  в правах человека, защита которых  составляет назначение государства. В Конституции РФ данная норма  закреплена в ст. 21.

     «Все люди рождаются свободными  и равными  в своем достоинстве» - провозглашено в ст. 1 «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.). «Ничто не может быть основанием для умаления достоинства» означает, что никакие обстоятельства, в том числе отрицательная оценка личности в общепризнанном понимании, психическая болезнь, чрезвычайное, военное положение не могут служить основанием для его умаления.

     Важнейшим является и право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые противоправные поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь. В Конституции РФ это выражено в ст. 22:

«1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

     Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения. Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.

     Право на частную жизнь имеет важное моральное и юридическое значение. Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз. Злоупотребление тайной частной жизни может иметь антиобщественный и противоправный характер, поэтому вторжение в эту тайну для выявления противоправных деяний того или иного лица, должно происходить на основании закона при наличии веских, признанных законом, аргументов для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т.е. при наличии возбужденного уголовного дела. При отсутствии данных условий, частная жизнь неприкосновенна.   Гарантии этих прав содержатся во многих статьях Конституции РФ, в частности в ст.23 и в ст.24.

     Рассмотрим право на неприкосновенность жилища, закрепленное в ст. 25 Конституции РФ. В принципе, неприкосновенность жилища является составной частью частной жизни. Никто не праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения. Правом на охрану жилища являются лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающих по договору найма. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища.

Информация о работе Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина