Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:07, контрольная работа
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми.
Введение ……………………………………………………………………….
1 Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности …………………………………………………………………..
1.1 Понятие личности …………………………………………………….
1.2 Особенности социологического изучения личности ………………
2 Взаимоотношение личности и общества ………………………………..
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………… 13
Практические задания ………………………………………………………...
Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона моральных норм. Моральным сознанием моральные нормы формируются в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером здесь могут служить известные «10 заповедей», изложенные в Библии, или еще незабытый «Моральный кодекс строителя коммунизма». Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.
В любом, в
том числе и современном
Роль
сознания в сфере моральной регуляции
выражается также в том, что нравственная
санкция (одобрение или осуждение
поступков) имеет идеально духовный
характер; она выступает в форме
не действенно-материальных мер общественного
воздаяния (наград или наказаний), а
оценки, которую человек должен сам
осознать, принять внутренне и
соответствующим образом
По это же причине в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.
В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат может быть различным, зависящем и от случайных обстоятельств; в общенациональном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой.
Поэтому форма
выражения нравственной нормы –
не правило внешней
Заключение
Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
После ознакомления с темой «Проблема личности в социологии» я пришла к следующим выводам:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Практические задания
1. Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ.
Я считаю, что в социологическом понимании каждый человек является личностью.
Говоря
о человеке, мы можем рассматривать
его я, как высшую ступень эволюции
на Земле, и как сложную систему,
соединяющую природное и
Каждый конкретный человек - это индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален, ибо всегда является существенным индивидом. Ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается и взаимодействует. Индивид всегда является членом определенной социальной общности (осознает он это или нет), что не отменяет его индивидуальности.
В этом смысле каждой человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано понятие личности (сравните древнерусское слово "личина" - маска). Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности и по своей природе, по сути, и по характеру представляется нам, прежде всего социологическим, в отличие от понятий "человек" и "индивид", имеющих социально-философский смысл.
2. Личность - продукт биографии. Правильно ли это?
Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии».
3. Выберите из перечня
характеристик те, которые являются
свойствами личности: высокий, целеустремленный,
любознательный, смуглый, ответственный,
консерватор, сильный,
Свойства личности: целеустремленный, любознательный, ответственный, консерватор, меланхолик, трудолюбивый.
1 Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. с. 81-84
2 Комаров М.С. Введение в социологию : учеб. для вузов. М.: Наука. 1994. с.111.
3 Социология.
Основы общей теории: учебник для вузов.
Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов,
действительный член РАЕН Л. Н.
Москвичев. М.: Норма. 2003. с. 188