Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 12:49, контрольная работа
Цель работы - выявить сущность конфликтологии как науки.
Объект исследования - конфликтология как наука.
Предмет исследования - становление и основные этапы развития конфликтологии, современые теории конфликта.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
-проследить формирование основ конфликтологии;
-рассмотреть становление конфликтологии как науки;
Введение………...……………………………………….……………….…….......….3
1.Предмет и основные критерии конфликтологии. Связь конфликтологии с другими науками.…………………………………………………...…………………………...4
2.Задачи и методы конфликтологии….…….…..........................................................5
3.Конфликтологические исследования во второй половине 19в. - начале 20в. в Европе. Американскаяконфликтология начала 20века….....………….……….....6
4.Особенности развития конфликтологии в России.………...................................10
Заключение…………………………………………………………………..……….13
Список литературы……………………..…………………………………………....15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Кафедра Экономической теории, мировой
и региональной экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО Дисциплине «Конфликтология»
на тему: «конфликтология как наука»
Студент группы №567
Шадрин В.А.
Проверила: Макарова Т.Д.
Челябинск 2014
Оглавление
Введение………...……………………………………….
1.Предмет и основные критерии
конфликтологии. Связь конфликтологии
с другими науками.…………………………………………………...
2.Задачи и методы конфликтологии….…….…..........
3.Конфликтологические
4.Особенности развития
конфликтологии в России.………....................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………..…………………………
Введение
Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с “яблоком раздора” и “судом Париса”; библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины. Поэтому возникновение и развитие такой науки как конфликтология было неизбежным следствием изучения, анализа и способов избежание конфликтов.
Цель работы - выявить сущность конфликтологии как науки.
Объект исследования - конфликтология как наука.
Предмет исследования - становление и основные этапы развития конфликтологии, современые теории конфликта.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
-проследить формирование основ конфликтологии;
-рассмотреть становление конфликтологии как науки;
-проанализировать современное развитие конфликтологии.
1. Предмет и основные критерии конфликтологии. Связь конфликтологии с другими науками.
Конфликтология – отрасль обществознания
и человековедения; область научного знания
о природе, причинах, видах и динамики
конфликтов, методах их предупреждения
и способах разрешения.
2. Задачи и методы конфликтологии
Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими. Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Методы конфликтологии
|
3. Конфликтологические исследования во второй половине 19в. - начале 20вв. в Европе. Американская конфликтология начала 20в.
По-настоящему научный подход
к восприятию конфликтов проявился только
со второй четверти X I X в. Именно с того
времени конфликты выдвинулись в ряд предметов
для специального изучения. Формирование
конфликтологии как особой области изучения
происходило вместе с развитием истории,
социологии, права, этики, психологии и
других социальных наук. Вслед за Чарльзом
Дарвином, который выдвинул теорию биологической
эволюции, появился так называемый социальный
дарвинизм – направление, сторонники
которого объясняли развитие общества
биологическими законами естественного
отбора, наиболее приспособленных к выживанию,
и борьбой за существование.
Толкотт Парсонс рассматривал общество как систему отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Он следовал следующим положениям: а) любая социальная система представляет собой относительно устойчивую и хорошо интегрированную структуру; б) каждый элемент этой системы имеет определенную функцию, внося тем самым вклад в поддержание ее устойчивости; в) функционирование социальной структуры базируется на ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и интеграцию. По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях Результатом исследований Элтона Мэйо стали рекомендации руководителям индустриальных предприятий:
-ориентироваться в большей
степени на людей, нежели на выпуск продукции; -идти
смелее на замену индивидуального вознаграждения
групповым (коллективным);
Льюис Козер, предлагая понимать под конфликтом “борьбу ценностей и претензий”, усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции, они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал. Немецкий социолог Ральф Дарендорф полагает, что конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения “социальных потрясений”. Для этого важны три условия:
4. Особенности развития конфликтологии в России
Отечественные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине X I X и начале X X вв. Петр Лавров и Николай Михайловский – представители так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности. Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева.Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идеи равенства и справедливости.
Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. Представители ортодоксального направления – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин; Представители “легального” направления – П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей “социокультурной школы” в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. Будучи руководителем кафедры Петроградского университета, он определял социологию как науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в среде себе подобных. Сорокин подчеркивал: “Без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты – верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, – не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека”.Иван Александрович Ильин, обобщая свои наблюдения, писал: “Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует...; по-своему возносится духом и кается; по-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: “У каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий склад”. Среди наших российских современников, проводивших исследования, результаты которых стали появляться у нас лишь в 80-х гг. X X в., можно отметить такие работы, как: “Внимание конфликт!” Ф.М.Бо- родкина и Н. М. Коряк. Им удалось показать, что конфликт является одним из средств управления; Э.А. Уткин в учебном пособии “Конфликтология: теория и практика” рассматривает основные пути и методы предупреждения конфликтных ситуаций. Заслуживают внимания работы Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева, А.С. Кармина, А.В. Дмитриева, А. Зайцева и др.