Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Макс Вебер (1864-1920) - выдающийся социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие социологии. Универсально образованный, он хорошо ориентировался в политэкономии, праве, социологии и философии, «выступал как историк хозяйства, политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук». Этот известный социолог, соотечественник Маркса, жил в одно время с Дюркгеймом. Тем не менее взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 25.96 Кб (Скачать файл)

 

М.Вебер  пытался проанализировать все формы религии и те способы действия  людей,  которые они порождают. В этом заключается его глубокое социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями,  толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия – это предмет ее изучения.  Социология образует типовые понятия и  ищет  общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события.

 

Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере,  и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма.

 

3. Рассмотрите, чем различаются  подходы М. Вебера и Э. Дюрк-

 

гейма к предмету социологии. Аргументируйте свою позицию.

 

В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид,  а не надиндивидуальное «коллективное сознание», согласно Веберу, является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодавлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающей разумом и волей. Поэтому изучать общество – значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать им рациональное объяснение.

 

Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой, наукой о смысле социального действия. Она должна оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.

 

С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки мировых религий созданы вполне определёнными социальными группами, занимавшими четко обозначенное социальное положение и обладавшие соответствующим статусом в обществе. Это – конфуцианские учёные, индусские брахманы, еврейские левиты и пророки, христианские святые. Каждая из этих групп имела свой «стиль жизни» и утверждала определённую совокупность религиозных убеждений. Особое внимание Вебера привлекал вопрос о том, каким образом взгляды нескольких человек, одарённых харизматическим вдохновением, превращались вначале в «стиль жизни» некоторой статусной группы, а затем, в конце концов, в доминирующую ориентацию всей цивилизации. Именно отсюда и проистекали основные вопросы, которые он изучал при сравнении соответствующих цивилизаций в тот момент их становления, когда возникали соответствующие религиозные убеждения.

 

Если для Вебера в центре внимания находится конфликт материальных и идеальных интересов различных статусных групп, характеризующихся собственными экономическими интересами, амбициями и определённой системой жизненных ориентаций, то для Дюркгейма в большей мере свойствен иной подход, связанный с проблемой взаимоотношений общества и личности. Для Вебера проблема существования общества в качестве субъекта действия остаётся открытой. Действует на самом деле индивид, положение которого связано с определённым социальным статусом. Связь между индивидами опосредована системой значений, на основании которой каждое действующее лицо оценивает возможную реакцию на свои действия со стороны других.

 

 

 

Список литературы:

 

Ю.Г. Волков «Социология»- изд. 3-е, Ростов: Феникс, 2007

А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин «Социология», учебник для вузов, Питер-2007.

Вебер М. Избранные произведения. — М., 1994.

Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта. М.,1989.

Дюркгейм Э. О разделении труда. Метод социологии. М.,1991.


Информация о работе Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия