Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 19:33, контрольная работа
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штайну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». условие существование социальный государство
Введение………………………………………………………………………..… 3
1. Сущность социального государства…………………………………………. 4
2. Концепция социального государства………………………………..………. 5
3. Конституционные индикаторы социального государства…………………. 8
4. Социальная политика государства, основные задачи и цели социальной политики ……………………………………………………………………...… 15
5. Основные направления реализации социальной политики………….……. 18
Заключение…………………………...………………………………………… 23
Список используемой литературы………….………………
С помощью законов государство определяет также режим оплаты труда (через две недели или ежемесячно, например).
4) Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
5) Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение.
6) За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.
Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования.
7) В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен.
Поэтому до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.
Из подобного положения существует два выхода: - либо менять закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, либо увеличить объемы финансирования.
Заключение
Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества.
России предстоит разработать и овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.
Социальная политика может быть современной и гуманистичной лишь тогда, когда она умело, вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.
Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
Все эти и другие
явления социальной жизни
Список литературы
1. А.Б. Венгеров. «Теория государства и права» - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010.
2. Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин, Ю.Н. Попов, Ф.И. Шарков. Основы социального государства: учебник для вузов/ под. общ. ред. д.э.н., проф Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф А.А. Шулус – М.: издательский дом «АТиСО» 2011 г.
3. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие – МЮ: Юрист, 2012г.
4. Морозова Т.А., Теория государства и права: Учебник, Изд. 3-е, перераб., доп. М. ФЕНИКС, 2010г.
5. Конституция РФ: научно-практический комментарий. / Под редакцией академика Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 2010г.
6. И.В. Леонов. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. – М.: МГИМО – Университет, 2010г.
7. Мухудадаев М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. — Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009.
8. Н.А. Волгин. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2013.
9. С.С. Смирнов, Н. А. Исаев. “Социальная политика. Новый курс”: “Вопросы экономики” ,2012г.
10. П.В. Григорьев. Теоретическая политология. Часть 1. Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. – М.: Приор, 2007.
11. В.Б. Матвиенко. Актуальные вопросы социальной политики. //Международная жизнь, 2009 г. №4.