Курс лекций по дисциплине "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:47, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 56.06 Кб (Скачать файл)

01.10.2012

Предмет, объект, функции и задачи социологии.

Объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Подходы к  определению предмета социологии:

  1. Общество как особая сущность отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. (Огюст Конт)
  2. Социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях. (Э. Дюркгейм)
  3. Социальное поведение как отношение человека, то есть внутренняя или внешняя проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. (Мак Вебер)
  4. Научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов.

Таким образом, предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Функции социологии:

  1. Когнитивная (познавательная). Это социальное исследование способствует накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни.
  2. Критическая. Данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия.
  3. Прикладная. Социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества.
  4. Регулятивная. Теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля.
  5. Прогностическая. На основе социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий.
  6. Идеологическая. Социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирования своей позиции.
  7. Гуманитарная. Социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Социологический метод –  это способ построения и обоснование  социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического  и теоретического познания социальной реальности. Существует 3 уровня методов:

  1. Охватывает общенаучные методы (диалектический, системный, функциональный)
  2. Отражает методы смежных социологий гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический).

Эти 2 метода основываются на универсальных принципах:

  • Принцип историзма – это исследование социологических явлений в контексте исторического развития и их сопоставления с различными событиями истории.
  • Принцип объективизма – это изучение социологических явлений во всех их противоречивостях.
  1. Опрос, наблюдение, анализ документов. Социологические методы основываются на применении сложного математического аппарата.

Становление и основные этапы развития социологии.

Социология как наука  сформировалась в 19 веке.

  1. Период античности.

В период античности полное представление об обществе в рамках социальной философии представлены в работах Аристотеля и Платона. Именно Платон впервые разработал в своих работах «Законы», «О государстве» учение и социальной стратификации. Он выделяет 3 сословия, которые должны существовать в идеальном обществе:

  1. Правители и философы.
  2. Воины и производители.
  3. Торговцы, ремесленники и крестьяне.

Аристотель предложил  свою теорию социальной стратификации  в работе «Политика»:

  1. Богатый слой.
  2. Средний класс.
  3. Лишенные собственности класс.

Главной целью античных социальных философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его  от внутренних конфликтов и подготовить  к борьбе с внешней опасностью. Характер социологического знания носил  в античности мифологический, идеалистический  и утопический смысл.

  1. Средние века.

Исследование общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церковью и носили исключительно теологический  характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия, в связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценности земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного  миропорядка, социальный онтогенез  переводиться в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго  и злого.

Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль, которая складывалась под влиянием мировой религии  – ислама, и концепции Платона  и Аристотеля. Центральными темами стали государство и власть. Теоретические  разработки появились в вопросе  эволюции общества, прежде всего государства.

  1. Период Возрождения.

Самыми крупными и знаменательными  событиями Западного средневековья  стали возрождение и реформация, которые при своей социологической, исторической сущности представляли антифеодальные ранее буржуазные явления. Для этого периода характерны ломка феодальных и возникновение ранних капиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания. В работах мыслителей были разработаны концепции сомоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Так Макиавелли и после Томас Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека.

В целом эпоху Возрождения  и реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением  этого периода стало обращение  к человеку, его мотивации, его  месту в социальной системе.

  1. Новое время.

В этот период развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально схоластических воззрений, на человека и общество, которые  уходят с ведущих позиций, заменяются концепцией рационального характера, ориентированными на принципе научного познания. Общественная мысль получила широкое развитие о нравах людей, общественной морали, характере наций, традиций. В это же время возникли такие термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социальной науки (общество, культура, классы, структуры и т.д.). Отличительной особенностью этого периода является острота спектра теорий и концепций. Одной из рациональных социологических теорий общесоциологическая теория Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Основоположники полагали, что процесс социологического развития общества основывается на материалистических и социально-революционных принципах. Другим направлением рациональных теорий стал позитивизм. Основоположники этого подхода на первое место ставили духовные аспекты социальные жизни.

  1. 19 век.

Социальные и политические предпосылки возникновения социологии как науки в 19 веке европейское  общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. На данном периоде она охарактеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии и французская революция. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна их классических парадигм социологии – марксизм. Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевина которой, является теория социальной революции. Параллельно возникает теория реформистского пути разрешения социальных конфликтов и развития общества.

Другим важным теоретическим  источником формирования социологических  теорий стали естественнонаучные открытия. Помимо теоретических предпосылок  формирование социологии обуславливалось  созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы.

 

Методология и методика конкретно  социологических исследований разрабатывалась  главным образом естествоиспытателями. В 19 веке помимо социологических потрясений и революций происходили и  другие общественные процессы, которые  требовали изучений именно с помощью  социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило  к обширному росту городского населения, за счет оттока сельского и именно данная тенденция привела к возникновению такого социально явления как урбанизация. Это в свою очередь вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, росту числа преступности. Итог: нарастание социальной нестабильности. Наряду с этим, огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных деяний. Таким образом, с одной стороны отчетливо проявились социальные болезни общества, с другой стороны объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарства» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического  исследования имела работа статиста 19 века Адольфа Кетле «О человеке и развитиях способностей или  опят социальной жизни» в 1835 году. Некоторые  исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии. Но прежде чем стать самостоятельной  наукой социология должна пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:

  1. Формирование самосознания ученых.
  2. Создание специализированных периодических изданий.
  3. Введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений.
  4. Создание специализированных научных заведений.
  5. Создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин национальных и международных организаций.

Итог: социология прошла все  эти стадии процесса, планы введены, учебные заведения открыты и  т.д.

Основные  парадигмы социологии.

Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признаются группой  ученых.

  1. Парадигма социальных фактов (Дюркгейм, школа функционализма).

Социальная реальность в  этой парадигме рассматривается  как самостоятельная и независящая  от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов –  социальных структур, институтов, которые  выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистической парадигмы произошла в трудах Редклифф-Брауна и Малиновского. В  дальнейшем в рамках этой парадигмы  вычленили и получили самостоятельное  развитие структурно-функциональный анализ (Парсенс, Мерто) и теория конфликта (Дорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой  конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемой им в обществе функций.

  1. Парадигма понимания или социология действия.

Основы, которые положены Максом Вебером и Поретто. Социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектом социального  действия, индивидами. Согласно Веберу в основе всякого действия лежит  понимание. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению  таких направлений как феноменологическая социология (А. Шуца), этнометодология (Г. Келя), символический интерекционизм (Т. Лукмана и В. Мида). Базисная гипотеза этой пирамиды состоит в том, что  любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения  индивидуальных действий.

  1. Парадигма социального поведения.

Представлена в работах  Б. Скиннера и теориями социологического обмена Дж. Хоманса и Блау. Принцип  состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, то есть детерминировано простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Делается вывод о возможности  управлять социальным поведением с  помощью системы поощрения и  наказания.

  1. Парадигма социально-исторического детерминизма.

Основоположник Карл Маркс. Социальная реальность понимается как  совокупность отношений возникающих  между людьми в процессе трудовой деятельности. Но роль самих реальных индивидов минимизируется, поскольку  единственным фактором развития общества считается социально-экономические  структуры. Реальная историческая роль отводиться не индивидам, а массам. Причем последние могут действовать, только в благоприятном для этого  контексте взаимодействия структур.

  1. Парадигма психологического детерминизма.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Социология"