Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:18, курс лекций
Краткое описание
№1Социальная защита населения №2Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения №3 Реабилитационная индустрия №4Основные направления социальной защиты.
РоссийскойФедерации.Государственная стандартизация
указанных средств производится в соответствии
с федеральными законами «О стандартизации»
(1993 г.), «О защите прав потребителей» (1992
г.), «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (1995 г.).
Развитие реабилитационной индустрии
в России не только будет способствовать
решению проблем отдельных категорий
граждан, это еще и путь создания большого
числа рабочих мест для квалифицированных
специалистов. Продукция, производимая
на соответствующих предприятиях, высокорентабельна,
востребована, а потому эти предприятия
благоприятны для инвестиционных вложений.
На их базе возможно трудоустройство лиц
с ограниченными возможностями, а также
членов их семей. Такой опыт накоплен во
многих странах, есть он и в России.
№4Основные направления социальной
защиты.В России до настоящего времени
не выработано четких подходов к реформированию
системы социальной защиты, для которой
характерны чрезвычайно высокая патерналистская
роль государства и крайне слабое развитие
общественных институтов.
Следует выделить следующие основные
направления социальной защиты и подходы
к их реформированию.
1. ^ Социальная защита детей,
детства и отрочества. Она должна быть ориентирована
на создание условий, позволяющих всем
детям, независимо от того, в какой семье
они родились и живут, иметь наилучшие
возможности для сохранения здоровья,
для материального благополучия, свободного,
доступного образования, дошкольного
и школьного воспитания, гармоничного
духовно-нравственного развития, реализации
своих способностей.
Следует разработать программу чрезвычайных
мер по предупреждению и пресечению бродяжничества,
безнадзорности и попрошайничества детей,
а также эксплуатации детского труда,
создать специальный межведомственный
координационный орган, обладающий всеми
необходимыми полномочиями. Надо создать
Федеральный попечительский совет детей-сирот.
Необходимо принять все меры по охране
и защите детей, находящихся в особо сложных
условиях, в том числе оставшихся без надзора,
беспризорных, подвергшихся экономической
и сексуальной эксплуатации, страдающих
социально обусловленными заболеваниями,
включая синдром приобретенного иммунодефицита,
детей из числа беженцев, а также тех, чьи
родители находятся в тюремном заключении.
Необходимо упорядочить процесс коммерциализации
услуг, предназначенных детям, прежде
всего в сферах образования, охраны здоровья,
детского творчества, физкультуры и спорта.
В отстаивании прав ребенка на охрану
здоровья, образование, имущественных
интересов детей крайне слабо обозначены
роль и место прокурорского надзора, судебных
и правоохранительных органов, а также
разнообразных структур, подведомственных
Министерству труда и социального развития
России, Минобразования и Минздраву России,
иным федеральным и региональным органам
власти. Следует устранить правовые и
организационные пробелы в решении проблем
детей. Одним из основных
принципов социальной защиты и социальной
политики в целом должен стать «детоцентризм
^ 2. Социальная зашита трудоспособного
населения. Она должна предусматривать
создание условий, обеспечивающих баланс
прав, обязанностей и интересов граждан,
когда человек сможет в полной мере реализовать
свои способности к экономической самостоятельности,
не ущемляя при этом интересов сограждан
и участвуя в социальном вспомоществовании
нуждающимся. Труд, его вознаграждение
и как результат денежные сбережения,
приобретенные ценные бумаги и недвижимость
должны стать основными источниками доходов
и социального благополучия человека,
и никто не имеет право посягать на них.
Человек труда должен быть уверен, что
самые сложные жизненные ситуации, будь
то болезнь, временный период безработицы,
другие проблемы, ущемляющие его экономическую
самостоятельность и социальное благополучие,
будут преодолены, если он приложит собственные
усилия, для чего в стране и в конкретных
регионах есть все условия..
3. ^ Социальная защита нетрудоспособных
граждан. Она должна быть нацелена
на гумманизацию всех сфер жизни этих
людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из
них ощущал себя лишним человеком, обременяющим
близких, общество. Каждый должен как можно
дольше сохранять желание и возможность
жить в семье, активно участвовать в экономическом,
политическом, культурном развитии общества,
пользоваться всеми его благами и по возможности
их приумножать. Ведущая роль в решении
проблем этих граждан принадлежит социальному
обслуживанию и пенсионному обеспечению.
Социальная защита нетрудоспособных граждан
должна включать механизмы, обеспечивающие:
– всем лицам, постоянно проживающим на
территории Российской Федерации, полное
социальное обеспечение
– полное пенсионное обеспечение в старости,
в случае болезни, утраты трудоспособности,
при потере кормильца, в других предусмотренных
законодательством случаях независимо
от того, на территории какого государства
приобретено право на пенсионное обеспечение,
а также выплату государственных пособий
семьям, имеющим детей;
– жесткое исполнение законодательной
регламентации пенсионного обеспечения,
недопущение ни при каких обстоятельствах
задержек выплаты пенсий, как государственных,
так и иных;
– осуществление мер по льготному пенсионному
обеспечению инвалидов, а также мер, направленных
на профилактику инвалидности, обеспечение
социальной защищенности инвалидов, создание
им условий, необходимых для реализации
прав и законных интересов
– проживание в семье;
– сохранение денежных сбережений и ценных
бумаг;
– имущественные интересы;
– достойное обеспечение ритуальными
услугами.
4. ^ Социальная защита семьи как
основополагающей опоры общества и государства. Необходимо всемерно поддерживать
институт семьи. Именно семья способна
сохранить общество, его ценности. Поэтому
семейная политика, ориентированная на
обеспечение людям достойных условий
для создания, сохранения и развития семьи,
– это неотъемлемая часть социальной
защиты населения.
^ Формы и методы социальной
защиты человека должны быть дифференцированными,
но обязательно доступными, полноценными,
не унижающими человеческое достоинство,
максимально ориентированными на профилактику
и способы положительного разрешения
отдельной личностью сложных критических
ситуаций. Сама система многопрофильной
целевой социальной защиты должна включать
все амортизаторы негативных влияний
на человека и способствовать как предупреждению,
так и ликвидации этих влияний. И только
в тех случаях, когда по каким-либо причинам
не срабатывают механизмы социальной
защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные
ситуации, либо человек не согласен с формами
и методами его защиты, он будет вынужден
заявить о том, что нуждается в социальной
помощи или услуге, в соответствующие
органы.
Разработка механизма функционирования
системы многопрофильной целевой социальной
защиты населения должна вестись по следующим
направлениям:
– определение роли и места социальной
защиты населения в социальном развитии
страны и регионов;
– нормативно-правовое обеспечение социальной
защиты, четко определяющее социальные
риски, последствия которых подлежат коррекции,
гарантированной государством;
– разработка государственных стандартов
услуг в здравоохранении, образовании,
культуре и социальном обслуживании населения
(с учетом регионапьных и местных условий
воспроизводства рабочей силы и населения)
для их адресного использования в планировании
расходов на социальную сферу и их поэтапного
повышения;
– нормативно-правовое регулирование
профилактики свершения социальных рисков;
– разработка стратегических сценариев
развития социального комплекса;
– разграничение полномочий между федеральными
органами и органами власти субъектов
Российской Федерации по социальным вопросам;
– разработка структурного реформирования
государственного управления социальным
комплексом, включая нормативно-правовое
обеспечение его развития;
– институциональные и организационные
преобразования социального комплекса:
демонополизация; развитие инфраструктуры,
приватизация социальных объектов, регулирование
платных социальных услуг;
– инвестиционная политика в социальной
сфере;
– определение приоритетов развития социальной
сферы;
– инновационная политика
в отношении социальных технологий;
– формирование федеральных социальных
программ, ориентированных на управление
социальными процессами;
– формирование федерально-региональных,
межрегиональных и региональных программ
социального развития, включая социальную
защиту населения;
– создание системы информационного обеспечения
населения, доведение до него информации
о правовом, трудовом и ином регулировании
жизни общества с направленностью на активное
самостоятельное решение людьми своих
проблем, а также достоверное, простое
и доступное определение роли государства
в этом процессе.
Особое внимание следует уделить разработке
государственных социальных стандартов.
Краеугольным становится вопрос о минимальных
стандартах. В правовом отношении минимизация
помощи нуждающемуся в ней человеку абстрактна,
а в морально-этическом плане – во многих
случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое
поле иное понятие – «минимальные государственные
социальные гарантии», дать четкое их
толкование и механизм реализации.