Личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:57, реферат

Краткое описание

Личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности личности, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Есть семь основных подходов к определению личности: диалектико-материалистический, антропологический, нормативный, социологический, персоналистический, теория «зеркального Я», биолого-генетический.
Диалектико-материалистический подход. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности личности, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Есть семь основных подходов к определению личности: диалектико-материалистический, антропологический, нормативный, социологический, персоналистический, теория «зеркального Я», биолого-генетический.

Диалектико-материалистический подход. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии.

Антропологический подход. При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида.

Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека.

Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.

Персоналистический подход.  В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность.

.Личность  же представляет собой совокупность  психических реакций человека  на мнение о нем окружающих. Его собственное «Я» - воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. Это примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа.

Личность должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения.Несовпадения, противоречия и конфликты между биологически и социально запрограммированными системами поведения личности открывают относительную свободу выбора решений.

В целом  можно дать следующее определение: личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

«Индивидуальность» - это специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.«Индивид» - это единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной группы).

Личность  является субъектом общественных отношений. Она - своеобразная частица общества. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Личность при этом никогда не поглощается обществом. Личность - суммарное выражение социальных качеств индивида.

В структуру личности относятся: Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал. Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности.Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.

Социальный  тип личности - это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

  Социология различает "базисный" тип личности и "идеальный", т.е. соответственно, личность, наиболее характерную для данных условий, и личность, наиболее отвечающую данным условиям. Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности. В основе таких классификаций могут лежать различные критерии. Наиболее распространенным критерием является тип отношений между личностью и обществом. Или, иначе говоря, ориентация личности.

  Личность - объект и субъект, причем не только социальных, но и биологических отношений. 2) личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. 3) соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. 4) как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

1. Личность как субъект  и объект социальных  отношений

Личность - это социальный субъект, который по уровню сложности своей структуры, сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.Эволюция понятия личности от первоначального обозначения маски (лат. persona обозначало маску, которую надевал актер в античном театре), затем самого актера и, наконец, его роли - дала толчок для развития представлений о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий. Осмысление того, что человек - это биосоциальное существо является важным моментом понимания понятия «личность». Он неотделим от своей природы, телесности, вещественности. Но вместе с этим, он обладатель сознания, души. Поэтому личность, как комплексное осознание данной биосоциальной природы человека, характеризует то, что находится под действием двух закономерностей: природно-биологической и социально-исторической. Личность - это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

История человека начинается тогда, когда происходит поворот в его отношении к  изменениям окружающей среды. С того момента, когда предок человека перестал реагировать на изменение окружающей среды изменением своей морфологии, и начал формировать свою искусственную среду начинается социальная история человека. Такие формы социальной адаптации потребовали разделения труда.Все это позволило человеческому сообществу получить большие возможности в обеспечении жизни. Одновременно совершенствование орудий труда, появление излишков продуктов примитивного производства сразу сказались на формах организации общественной жизни: она усложнилась, общество структурировалось. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества. Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей жизни, активно определяет и развивает «линию» собственной судьбы.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики .

Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как  субъект познания и изменения  мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе  направление изучения личности рассматривает  ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет  себя в самых разных обстоятельствах  в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли -- работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами .

Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям. Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация -- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация -- это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация  личности предполагает формирование и  интеллектуальных, и социальных, и  физических навыков. Социализация как  процесс представляет собой: с одной  стороны -- передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны -- их усвоение индивидом. Идентификация - копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека.

Структура личности: Здесь можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты

Биогенный компонент учитывается в случае увечья или болезни человека, что  мешает выполнению им социальных функций.

Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т.

Социогенный компонент состоит из следующих  элементов:

Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); Способности к творчеству, знания, навыки; Степень овладения культурными ценностями общества; Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность

Социальная  структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни  личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков.

Личность  это специфическим образование, непосредственно выводимое из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. социальный статус - это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус имеет смысл только в соотношении с другими позициями;социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса. Личность определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Личность  рассматривается  как объект и субъект социальных отношений в эмпирически фиксируемых показателях, относящихся к различным уровням социальной среды, потребностей индивида, его диспозиционной структуры и, наконец, структуры его деятельности, направленной на преобразование своей среды.

Информация о работе Личность