Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:57, реферат
Личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности личности, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Есть семь основных подходов к определению личности: диалектико-материалистический, антропологический, нормативный, социологический, персоналистический, теория «зеркального Я», биолого-генетический.
Диалектико-материалистический подход. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии.
2. Формирование личности в процессе социализации
В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий -- происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность. Эта сторона развития личности определяется как ее социализация
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.
В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации - основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.
В исследовании процессов социализации-индивидуализации важно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и как благодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе.
Изучение развития личности предполагает анализ не только то, как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни общества, но и ее оригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значение личностной активности, а также то, что социализация неразрывно связана с индивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно - в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие. Таким образом, человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Различают агентов: - первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности;вторичной социализации: должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д. Агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации -- это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного -- средства массовой информации, армия, церковь.Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная -- в сфере отношений социальных.Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью. Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.Итак, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные (социальные) отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные, которые отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами -- правовыми, корпоративными и др.
Во-вторых,
официальные отношения
Нередко
различают отношения
Заключение:
Личность - это общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Формирование личности, ее социализация идет: «извне» - через механизмы воспитания и «изнутри» - через механизмы самосоциализации, саморегуляции и самозащиты. Очевидно, что содержание, способы и методы формирования личности зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов. Таким образом, личность это и объект, и продукт общественных отношений, и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.Учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому и невозможно дать окончательного определения «личности», описать все возможные ее характеристики и качества. Тем не менее, обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе. Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в науке введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, такие, как индивид, индивидуальность, личность. Индивид - это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Индивидуальность -- своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.
Социальную сущность человека выражает понятие личности.
Личность
-- это целостность социальных свойств
человека, продукт общественного развития
и включения индивида в систему социальных
отношений. Личность
-- социальный образ человека, который
формируется из его общественного образа
и внутреннего облика:- общественный образ
определяется деятельностью и положением
человека в обществе, реализацией его
индивидуального потенциала, уровнем
развития и общественной активности личности.-
внутренний облик -- это индивидуальность
человека, его природные задатки, черты
и свойства, относительно неизменные и
постоянные во времени и ситуации, отличающие
одного индивида от другого.Основой формирования
личности выступают общественные отношения.
Включенность индивида в различные социальные
группы, осуществление постоянных взаимодействий
с другими людьми -- необходимое условие
для становления и развития социального
«Я». Формирование личности происходит
в процессе социализации. Социализацией
называется осуществляющийся на протяжении
всей жизни индивидов процесс воздействия
на них общества и его структур, в результате
которого люди накапливают социальный
опыт жизнедеятельности в конкретном
обществе, и становятся личностями. Социализация
охватывает все процессы приобщения к
культуре, обучения и воспитания, с помощью
которых человек приобретает социальную
природу и способность участвовать в социальной
жизни. В процессе социализации принимает
участие все окружающее индивида: семья,
соседи, сверстники в детских заведениях,
школе, средства массовой информации и
т. д. Содержание, способы и методы формирования
личности зависят от уровня экономического,
политического, правового, культурного
развития конкретного общества, от традиций
и обычаев народа и многих других факторов.
Именно включенность индивида в социальную
среду дает возможность биологическому
существу превратиться в общественное,
стать человеком, который осознав себя
как личность, определив свое место в обществе
и жизненный путь, становится индивидуальностью,
обретает достоинство и свободу, которые
позволяют отличить его от любой другой
личности, выделить ее среди прочих.Таким
образом, личность это и объект, и продукт
общественных отношений, и активный субъект
деятельности, общения, сознания, самосознания.
Список используемой
литературы: