Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:55, контрольная работа
Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе конкретных исторических видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………...…………………………………….
3
1 ЛИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС…………
5
2 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………..
7
2.1 Стадии социализации…………………………………………………...
7
2.2 Жизненные кризисы…………………………………………………….
10
3 СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ……………………………………………………………………………...
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, - недоверие к нему.
Второй кризис связан с первым опытом
обучения, особенно с приучением ребенка
к чистоплотности. Если родители понимают
ребенка и помогают ему контролировать
естественные отправления, ребенок получает
опыт автономии. Напротив, слишком строгий
или слишком непоследовательный внешний
контроль приводит к развитию у ребенка
стыда или сомнений, связанных главным
образом со страхом потерять контроль
над собственным организмом.
Третий кризис
соответствует второму детству. В этом
возрасте происходит самоутверждение
ребенка. Планы, которые он постоянно строит,
и которые ему позволяют осуществить,
способствуют развитию у него чувства
инициативы. Наоборот, переживание повторных
неудач и безответственности могут привести
его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном
возрасте. В школе ребенок учится работать,
готовясь к выполнению будущих задач.
В зависимости от царящей в школе атмосферы
и принятых методов воспитания у ребенка
развивается вкус к работе или же, напротив,
чувство неполноценности как в плане использования
средств и возможностей, так и в плане
собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис
переживают подростки обоего пола в поисках
идентификации (усвоения образцов поведения
значимых для подростка других людей).
Этот процесс предполагает объединение
пошлого опыта подростка, его потенциальных
возможностей и выборов, который он должен
сделать. Неспособность подростка к идентификации
или связанные с ней трудности могут привести
к ее «распылению» или же к путанице ролей,
которые подросток играет или будет играть
в аффективной, социальной или профессиональной
сферах.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Традиционно считается, что основной составляющей
и механизмом процесса социализации является
адаптация, под влиянием которой человек
обретает черты социальности, становится
полноправным членом общества. По нашему
мнению, это не совсем так. Нельзя стать
существом социальным, не имея для этого
внутренних предпосылок, под влиянием
одних только внешних условий. Да и степень
социальности взрослого далека от полного
стопроцентного слияния с социумом, иначе
не существовало бы проблем дезадаптации,
проблем корректировки асоциальных форм
поведения,человек не переживал бы свою
инородность в мире себе подобных, не мучался
бы от того, что его не понимают другие.
Социальная
адаптация не всегда полезна, а сохранение
своей индивидуальности, действия в угоду
собственному "Я" не всегда возможны
и посильны индивиду. Наша статья посвящена
анализу соотношения процессов социализации
и адаптации, "цены", которую индивид
"платит" за достижение большей или
меньшей степени соответствия требованиям
социального окружения.
Существует
достаточно устоявшееся мнение, что мера
социальности человека мала в момент его
появления на свет и существенно возрастает
в ходе его социального развития, которое
протекает исключительно в социальной
среде и при посредстве ее. Поэтому младенец
- существо просоциальное, его социальным
качествам еще предстоит развиться. Взрослый
же - существо социальное, взращенный в
обществе себе подобных и ставший одним
из них.
По нашему мнению,
свойство социальности человека остается
неизменным на протяжении всей его жизни.
Меняются лишь формы его взаимодействия
с социумом и мера соответствия ожиданиям
и требованиям последнего. Таким образом,
социализация ребенка заключается не
в увеличении меры его социальности, а
в изменении форм его взаимодействия с
социальным окружением и механизмов реализации
этого взаимодействия. Даже период внутриутробного
развития ребенка характеризуется не
только биологическими, но и социальными
формами взаимодействия его с матерью.
Здесь имеет место не только созревание
определенных структур и их исходное функционирование,
но и взаимное воздействие, подстройка.
На физиологическом уровне это проявляется
как изменение самочувствия, перестройка
работы различных функциональных систем
организма матери, а на уровне психологическом
как страх, ожидание перемен, радостное
предвкушение, осознание ответственности
и т.п. То, что зародыш реагирует на изменение
функционального и эмоционального состояния
матери, доказано эмпирическими наблюдениями.
Более того, установлена корреляционная
связь между психологическим неприятием,
отторжением ребенка из-за страха беременности,
неготовности к изменению своей социальной
роли и связанной с нею меры ответственности,
боязни физической боли и родов в целом
и физическим самочувствием матери. Эта
связь выражается в явлениях токсикоза.
Акт рождения тоже можно рассматривать
в качестве специфического совместного
действия, детерминированного внутренними
и внешними, средовыми факторами и связанного
с сопряженными усилиями матери и ребенка.
Появившись на свет, младенец нуждается в постоянной заботе взрослых. Это и вскармливание, и опека, и уход за ним. Без них невозможно не только психическое развитие, но и само выживание новорожденного, поскольку ребенку нужен другой человек, а не просто возможность удовлетворения своих физиологических потребностей. Другое дело, что в диаде ребенок-взрослый младенец более импульсивен и реактивен, а взрослый осуществляет сознательную подстройку под его нужды и требования. Но это не означает, что сам он не предъявляет определенных требований к малышу и не оказывает на него специфического воздействия.
Таким образом, ребенок появляется на
свет, уже будучи существом социальным.
При этом под социальностью мы понимаем
способность индивида вступать во взаимодействие
с другими людьми, оказывать на них влияние,
а также изменять себя и свое поведение
в ответ на их воздействия в направлении,
соответствующем их ожиданиям, т. е. проявлять
качество социальной адаптивности.
Другое дело,
что ребенок не наделен от рождения генетическими
программами, которые позволили бы ему
жить и успешно развиваться в соответствии
с требованиями общества. Зато он обладает
качеством социальности, то есть способностью
через взаимодействие с другими людьми
осваивать и присваивать социальный опыт,
руководствоваться в своем поведении
не только собственными инстинктами и
потребностями, но и интересами, устремлениями,
ожиданиями окружающих.
В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального развития ребенка нельзя зафиксировать момент качественного изменения или скачка, означающего смену его биологического существования и переход к социальному. Этот скачок совершается не в ходе онтогенеза, а в процессе филогенеза рода человеческого.
Общественно-социальное становление и развитие личности принято называть социализацией. Таким образом, понятия адаптация и социализация оказываются здесь неразрывно связанными. Термин адаптация был заимствован из биологической науки с несколько видоизмененным содержанием. Он стал означать приспособление человека к условиям социальной среды. Под результатом социализации при этом понимается различная степень адаптированности личности к разнообразным социально-типичным ситуациям, микро - и макрогруппам, членом которых является индивид. Социологи чаще говорят о нормативной адаптации, девиации и патологической адаптации, а психологи о целенаправленном конформизме (А.Маслоу), взаимной терпимости и аккомодации (Я.Щепаньский), ассимиляции (Ж.Пиаже). Но и в том и в другом случае речь идет о разных уровнях социальной адаптации.
В работах отечественных психологов проблема социального становления личности также занимает значительное место. Еще Л.С.Выготский писал, что коллективная социальная деятельность, интерпсихические функции предшествуют в процессе развития человека индивидуальным формам деятельности и опережают во времени появление функций интрапсихических. Это положение еще раз подтверждает верность нашей идеи об изначальной социальности ребенка и видоизменении ее форм в ходе онтогенеза. Можно сказать, что внешняя социальность (социальная среда и социальные взаимодействия) является условием проявления внутренней социальности (социальной сущности) ребенка, человека. Процесс перевода внешнего во внутреннее обозначается Л.С. Выготским термином интериоризация. Через общение, совместную деятельность (прежде всего совместный труд) и социальное познание внешняя активность ребенка превращается во внутреннюю психическую, внешние требования становятся внутренними самоограничениями, а мотивы, средства и цели деятельности продуцируются, выбираются самим субъектом, а не задаются другими. И только будучи интериоризированными, вращенными внутрь сознания индивида, знания, нормы, способы поведения и деятельности могут быть экстериоризированы (предъявлены другим людям, включены в совместную деятельность с ними).
Высказанная Л.С. Выготским идея активности
развивающегося субъекта была воспринята
многими отечественными психологами.
Так, Б.Г. Ананьев отмечает, что деятельность
человека как фактор детерминации его
развития составляет необходимое звено
в сложной цепи причинно-следственных
зависимостей его сознания и поведения
от общественного бытия в целом и социального
окружения в частности. Психологический
словарь трактует социализацию как специфический
вид активности субъекта, "процесс и
результат усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый
в общении и деятельности". Так же к
этому пониманию социализации можно добавить
как собственной активности субъекта
в форме взаимодействия с социумом тезис
о двусторонности этого взаимодействия
и возможности изменения не только субъекта,
но и социальной среды. Он пишет, что процесс
социализации предполагает " социальное
познание, социальное общение, овладение
навыками практической деятельности,
включая как предметный мир, так и всю
совокупность социальных ролей, норм,
прав, обязанностей, активное переустройство
окружающего мира, изменение и качественное
преобразование самого человека, его всестороннее
развитие".
Поскольку
понятие социализация изначально носило
социально-психологический характер,
а термин в равной степени употреблялся
и разрабатывался как социологами, так
и психологами, то мы тоже сочли необходимым
обратиться к анализу социологических
исследований.
Выделяет две формы социализации: адаптацию,
или пассивное приспособление человека
к среде и ее требованиям, и интеграцию,
или активное взаимодействие человека
со средой, где за ним остается право выбора
и оказания воздействия на среду. Трансформируя,
преобразуя среду под себя и свои нужды,
индивид руководствуется принципами необходимости
и целесообразности. Последние выступают
в качестве детерминант процессов интеграции
личности и общества.
Встает закономерный
вопрос: что порождает саму адаптацию
как форму, механизм или составляющую
процесса социализации? Иными словами,
в чем причина адаптации? В биологии целью
адаптации, обусловливающей ее протекание,
считается полезность всякого приспособления
для выживания и размножения особей. При
этом адаптивные изменения следуют за
изменениями экологических условий и
представляют собой прогрессивные усовершенствования.
Все прочие изменения, носящие случайный
характер или не способствующие лучшему
выживанию и размножению, не воспроизводятся
генетически у последующих поколений.
Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Возможно, что причиной адаптации является и ее полезность для группы, которая заинтересована в сохранении своей численности, а также стабильности психологической структуры. Для этого группа поощряет и подкрепляет такие формы поведения человека, которые не противоречат ее нормам и традициям. Действует ли одна из названных причин или их совокупность или существуют иные детерминанты процесса социальной адаптации в психологии и социологии, пока эмпирически не установлено. Мы можем рассуждать лишь гипотетически, утверждая, что причиной социальной адаптации является полезность адаптивных изменений для самого субъекта или группы, в состав которой он входит.
Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида.
Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.