Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:55, контрольная работа
Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе конкретных исторических видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………...…………………………………….
3
1 ЛИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС…………
5
2 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………..
7
2.1 Стадии социализации…………………………………………………...
7
2.2 Жизненные кризисы…………………………………………………….
10
3 СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ……………………………………………………………………………...
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
Система субъективных личностных факторов определяет адаптивную изменчивость человека. В ходе взаимодействия человек и среда подвержены адаптивным изменениям, правда, не всегда в одинаковой степени: иногда более изменчивым оказывается субъект, иногда социальная среда.
Взаимодействие средовых и личностных
факторов адаптации может быть описано
посредством введения термина цена адаптации
как соотношения полученных преимуществ
и затраченных усилий (потерь), которые
имели место со стороны личности и общества
(группы) для достижения взаимного соответствия.
При этом общество (группа) растрачивает
энергию и прилагает усилия для обучения,
воспитания, информирования, стимулирования,
контроля, поощрения, наказания своих
членов, а личность направляет свою активность
на социальное познание, интериоризацию
социального опыта и социальное преобразование
себя и окружающей действительности. Предметом
этой активности личности может быть освоение
социальных ролей, норм, ценностей, присвоение
научно-технических и культурных достижений,
вхождение в новые социальные группы и
приобретение в них определенного социального
статуса и положения.
Процессы адаптации
и социализации, а также их результирующие,
степень адаптированности и социализированности
личности отражаются в сознании участников
социального взаимодействия, порождая
особый класс феноменов социального взаимодействия,
который мы обозначили термином формирующая
среда. Формирующая среда выступает в
качестве интегрированного образа, отражающего
параметры субъекта социализации, его
социальной активности, автономности
и адаптированности, соответствия предъявляемым
социальной средой требованиям, ожиданиям
и диспозициям других участников взаимодействия.
Именно формирующая среда регулирует
меру адаптивности-автономности социализирующейся
личности, повышая или понижая степень
ее социальной активности.
Таким образом, позволяют утверждать, что для поддержания условий успешной социализации и адаптации учащихся требуется не варьирование факторов социальной среды или воздействие на личностные качества субъектов социализации (их самооценку, уровень притязаний, уровень эмоциональной стабильности-тревожности и т. п.), а учет параметров формирующей среды, регулирующих степень их социальной активности, и направленные социальные воздействия, способствующие развитию способности рефлексировать цену собственной социальной адаптивности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.
Процесс социализации достигает определенной
степени завершенности при достижении
личностью социальной зрелости, которая
характеризуется обретением личностью
интегрального социального статуса. Однако
в процессе социализации возможны сбои,
неудачи. Проявлением недостатков социализации
является отклоняющее (девиантное) поведение.
Этим термином в социологии чаще всего
обозначают различные формы негативного
поведения лиц, сферу нравственных пороков,
отступления от принципов, норм морали
и права. К основным формам отклоняющегося
поведения принято относить правонарушаемость,
включая преступность, пьянство, наркоманию,
проституцию, самоубийство.
Многочисленные
формы отклоняющегося поведения свидетельствуют
о состоянии конфликта между личностными
и общественными интересами. Отклоняющееся
поведение - это чаще всего попытка уйти
из общества, убежать от повседневных
жизненных невзгод и проблем, преодолеть
состояние неуверенности и напряжения
через определенные компенсаторные формы.
Однако отклоняющееся поведение не всегда
носит негативный характер. Оно может
быть связано со стремлением личности
к новому, передовому, попыткой преодолеть
консервативное, мешающее двигаться вперед.
К отклоняющемуся поведению могут быть
отнесены различные виды научного, технического
и художественного творчества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК