Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:27, контрольная работа
Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
2. Социализация личности: понятия, этапы и агенты. Правовая социализация личности.
3. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории, виды.
Список использованной литературы
Тема 1. Личность и общество.
1. Социологическое понятие
2. Социализация личности: понятия, этапы и агенты. Правовая социализация личности.
3. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории, виды.
Список использованной литературы
1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность.
Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» — базовое социологическое отношение. Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Таким образом, наиболее широкое «рабочее» определение личности можно сформулировать так: личность — это индивид, включенный в социальные связи и отношения.
Данное определение открыто и подвижно, оно включает меру усвоения социального опыта, глубину социальных связей и отношений. Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности. Бесспорно признавая за каждым право быть личностью, в то же время говорят о выдающейся, яркой личности или заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т. д.
Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению, его называют предписанным (статус дворянина, киевлянина, датчанина и т. д.), другие — приобретаются или достигаются. Они называются достигнутыми (статус руководителя предприятия, статус учителя, статус чемпиона мира по плаванию и т. д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой
социальной стратификации. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.
Таким образом, социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером-технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д.
Социальной роли включает представление образца, типа поведения, которое
требуется от человека в данной социальной роли. Эти образцы, шаблоны поведения могут быть официально оформлены в виде должностных инструкций, моральных кодексов, воинских уставов и других документов, а могут существовать в форме сложившихся в общественном сознании представлений, стереотипов о «хорошей матери», «настоящем отце», «верном друге» и т. п.
Предписание означает требование вести себя в соответствии с ролью. В зависимости от этого дается оценка выполнения или невыполнения роли и принимаются санкции, т. е. меры поощрения и наказания. Диапазон социальных санкций весьма велик. Позитивный, поощрительный спектр включает такие меры, как одобрение, благодарность, денежные вознаграждения и продвижение по службе, государственные награды и международные премии. Негативные санкции тоже многообразны: упрек коллеги, критика руководителя, штраф, снятие с должности, лишение свободы, смертная казнь и т. п.
2. Социализация личности: понятия, этапы и агенты. Правовая социализация личности.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев, но у животных нет социализации, так как поведение животных, ведущих коллективный образ жизни осуществляется инстинктивно.. У человека – 80% поведения социально приобретаемое. Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль социализации и ее агентов (например, родителей).
Разновидности социализации
Первичная социализация – 1 точка зрения: период от рождения до формирования зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая протекает в кругу близких и родных, то есть первичной группы.
Вторичная социализация – 1 точка зрения: ресоциализация, период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая проходит в рамках формальных институтов, вторичных групп (школа, институт, работа).
Иногда для описания
ресоциализации употребляется термин аккультур
Если люди осваивают девиационные (связанные с отклонением от нормы) роли, то можно говорить о контрсоциализации. В этом случае люди обучаются образцам и ценностям контркультуры (например, у преступников существуют особые нормы, язык, стиль жизни, образцы действий и т. п., которые необходимо освоить).
Речь идет о предвосхищающей социализациии ее разновидности снобизме в такой ситуации, когда кто-либо, еще не будучи членом данной группы или еще не занимая данной позиции, настолько сильно субъективно идентифицирует себя с ней, что уже заранее старается максимально уподобиться членам данной группы или лицам, занимающим данную позицию. Например, недавно разбогатевшие бизнесмены, ищущие признания в элитарных кругах, часто заимствуют только поверхностные элементы культуры: манеры или привычки так или иначе одеваться, говорить, материальные реквизиты, формы проведения отдыха и досуга, художественные вкусы и артистические пристрастия.
Речь идет об обратной социализации, когда, например, сын обучает отца пользоваться компьютером. Происходит это потому, что в современном мире чрезвычайно быстро происходят социальные и культурные изменения. Новые знания, распространяемые через СМИ проникают в молодежную среду, минуя родителей и учителей, а порой даже вопреки их советам, нарушая ход социализации от старших к младшим.
Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:
1)Язык – основной инструмент
социализации. С его помощью человек
принимает, анализирует,
2)Ценности – идеальные
3)Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.
4) Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.
Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.
Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.
Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство.
Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна.
Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.
Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Этапы социализации
Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем детских знаний, усвоенных за относительно короткий период, огромен. Многие психологи и социологи считают этот период основополагающим в процессе социализации.
Отрочествов большей части мира – промежуток человеческой жизни, который обществом отчетливо не выделяется. Хотя именно в этот период люди претерпевают психологические изменения, связанные с половым созреванием и часто принимают на себя ответственность взрослых с 13 лет и даже раньше. По мнению Эрика Эриксона, главная задача отрочества создать и утвердить устойчивую тождественность обществу. Но отрочество не всегда бурный, непокорный период.
Отдельно выделяют правовую социализацию, которая составляет необходимую часть общей
социализации и представляет собой специфическое
проявление ее законов в сфере формирования
и развития индивидуального политического и правового
сознания.
В своем развернутом виде правовая социализация означает все более осознание
человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества,
выработку самосознания представителя
класса, члена партийной группы, все более
широкое включение в социально-правовые
отношения, наполнение их личностным содержанием.
Этот процесс происходит в течение всей жизни человека.
Основной содержательный смысл и особенность
социализации индивида в условиях демократического
режима - в приобщении его к политическим
и правовым нормам, ценностям, к политической
и правовой культуре и практике в целом,
к сознательной социально активной деятельности,
которая является универсальным способом
совершенствования социальной среды и
одновременно - формирования личности.
Следует отметить строгую конкретность
правовой социализации, ее зависимость
от определенного общества. В любом обществе
существуют исторические традиции, экономические,
правовые, культурные институты, определенный
набор представлений, норм и ценностей,
разделяемых большинством его членов. Правовая социализация
Неотъемлемой составной частью процесса
социализации выступают политическое
и правовое воспитание. Они основаны па
сознательном усвоении и `переработке`
определенных принципов, политики, права,
социальных и моральных норм, для того,
чтобы устоять перед любым негативным
внешним влиянием.
3. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории, виды.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.1 К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.