Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:34, реферат
Суицидолог М.И. Могильнер выделила несколько черт, которые отличают личность террористов – самоубийц, Иллюзия бессмертия. Террорист-самоубийца верит, что он не погибнет окончательно, а обретёт жизнь в «раю». Эта иллюзия особенно характерна для членов религиозных группировок, исповедующих ислам. Вера в мнимое бессмертие разрешает интрапсихический конфликт между инстинктом самосохранения и желанием совершить террористический акт и самоубийство.- Утверждение ценности человеческой жизни.
1.Введение
2. Личность террориста
3. Основных отличительных черт личности террористов, обследованных в местах лишения свободы.
4. Террористы-смертники
5. Основные группы мотивом
6.Заключение
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Орловский Государственный Университет»
Социальный факультет
Содержание
1.Введение
2. Личность террориста
3. Основных отличительных черт личности террористов, обследованных в местах лишения свободы.
4. Террористы-смертники
5. Основные группы мотивом
6.Заключение
Введение
Суицидолог М.И. Могильнер выделила
несколько черт, которые отличают личность
террористов – самоубийц, Иллюзия бессмертия.
Террорист-самоубийца верит, что он не
погибнет окончательно, а обретёт жизнь
в «раю». Эта иллюзия особенно характерна
для членов религиозных группировок, исповедующих
ислам. Вера в мнимое бессмертие разрешает
интрапсихический конфликт между инстинктом
самосохранения и желанием совершить
террористический акт и самоубийство.-
Утверждение ценности человеческой жизни.
Террорист жертвует собственной жизнью,
которая для него имеет ценность. Жертвование
собственной жизнью приобретает символический,
знаковый характер. Возникает противоречие,
которое состоит в следующем: террорист
добровольно расстаётся с жизнью, но и
одновременно утверждает её ценность.
Противоречие разрешается на основе идеологии,
которая санкционирует самоубийство.-
Туннельное сознание, доминанта. Туннельное
сознание проявляется в том, что в поле
сознания террориста находятся только
цели, связанные с осуществлением теракта.
Другие факторы, связанные с сохранением
собственной жизни, избежанием жертв,
соответствием принятым моральным нормативам,
в расчёт не принимаются.- Развитие особой
субкультуры террористов. По степени развития
террористической субкультуры можно судить,
например, о степени развитости малой
группы, в которую входят террористы. Степень
развитости культуры малой группы может
служить интегральным показателем её
сплочённости. Как пишет Д.В. Ольшанский,
анализ большинства высказываний самих
террористов демонстрирует, что террор
– не просто работа или профессия. Это
определённый образ жизни и деятельности,
который полностью захватывает человека
и подчиняет его себе. Терроризм появляется
тогда, когда общество переживает глубокий
кризис идеологии и государственно-правовой
системы. В таком обществе появляются
различные оппозиционные группы – политические,
социальные, религиозные, для которых
становится сомнительной законность существующей
власти и системы управления. Если эти
группы приходят к выводу, что не могут
добиться своих целей законным путём,
они могут попытаться достигнуть желаемого
посредством насилия, то есть терроризма.
При этом моральным оправданием убийств
оппозиция будет считать высокую важность
и чистоту своих целей.
Личность террориста
Именно личность террориста всегда привлекала к себе внимание исследователей. Считалось, что стоит изучить это сложноорганизованное целое, как все станет понятным в психологии террориста, и проблема борьбы с ними получит надежную научную базу. Однако именно это оказалось самой сложной, до сих пор не разрешимой задачей.
С. Рощин предлагал три психологические модели личности. Первая модель - психопата-фанатика. Она расшифровывалась следующим образом: это «человек, который руководствуется своими убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне считает, что его действия, независимо от их конкретных результатов, полезны для общества. Это человек, у которого сфера сознания крайне сужена теми или иными доктринами, и им же подчинена его эмоциональная сфера. Поэтому он оказывается способным совершить все что угодно. На политическом языке - это фанатик, психологическом - психопат. Психопат может совершить великие и добрые дела, если его устремления и установки совпадают с потребностями общества, но он же способен сотворить огромное зло, если мотивы его действий носят объективно антиобщественный характер. Любой психопат-фанатик может стать террористом». Это верно, но объясняет только часть проблем.
Вторая модель, фрустрированного
человека, базируется на бихевиористской
теории фрустрации-
Третья модель - человека из ущербной семьи. «Жестокое обращение родителей с ребенком, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях люди такого психологического склада легко могут стать инструментами террористической организации». В целом и это верно. Однако, в целом, единой четкой и целостной картины не возникает. личность террориста — его, если можно так выразиться, «принципиальная десоциализированкость». Если обычный преступник десоциализирован в обществе, то тюрьма ему — «дом родной» или даже что-то вроде «университета» преступной жизни. Террорист десоциализирован везде. Как мы уже показали, он не проходит свою преступную подготовку в следственном изоляторе, тюрьме или колонии — его готовят на воле. В места лишения свободы он попадает сложившейся личностью, прекрасно понимая, что совершил. Выходя на свободу, он обычно попадает в ту среду, где и сложился как личность. Если обычного осужденного воля влечет как возможность другой жизни (хотя бы на какое-то время), то террориста — продолжить прежнюю, органическими частями которой могут вновь стать террористические действия. Одна десоциализация сменяется другой.
Основных отличительных черт личности террористов, обследованных в местах лишения свободы.
Террористы-смертники
Особый интерес представляет изучение личности террориста-смертника. К основным психологическим характеристикам которого, прежде всего, относится постоянная готовность к самопожертвованию. Террорист-смертник по тем или иным причинам счастлив возможности отдать свою жизнь и унести с собой на тот свет по возможности наибольшее число врагов. Для этого необходимо психологически как минимум преодолеть собственный страх смерти. Именно это и происходит под влиянием тех или иных причин - психологических факторов, обладающих огромной суггестивной силой. Такими факторами могут быть некоторые идеи (например, идея патриотизма), сильные чувства (ненависть к врагу), эмоциональные состояния (так называемый кураж). Наиболее ярким в психологическом плане является комплекс состояний, испытываемый исламскими смертниками-шахэдами. «Синдром шахэда» - это особая исламская разновидность террористов-смертников, наиболее актуальная именно для современного мира.
Психология шахэда основана вере в религиозную идею святости «муджахетдина», «воина Аллаха», без раздумий отдающего свою жизнь во имя Бога и вознаграждаемого за это прямо-таки немедленным попаданием в рай, где его ожидают невероятные по комфортности условия пребывания.
Из сказанного следует, что «комплекс камикадзе- шахэда» включает в себя как когнитивные компоненты (идеи, связанные с конкретным представлением о вознаграждении за верность этой идее), так и компоненты эмоциональные. Вера в такую идею, как и вера вообще, представляет собой эмоциональное, а не рациональное состояние. Значит, это некоторые знания (не важно, истинные или ложные), соединенные с абсолютно незыблемой верой в них.
«Бессмысленное поведение, противоречащее элементарному инстинкту самосохранения, устраивает главарей террористов.
Они всячески поддерживают веру в то, что смерть фанатика-самоубийцы очищает его от всех грехов и направляет прямиком в рай. Разумеется, душманский вариант камикадзе не так прост. Считается, что смерть не обязательно настигнет «шахэда» - вера и готовность к смерти могут защитить его, дать возможность совершить подвиг. Вера в эту догму очень сильна.
Зарегистрированы случаи, когда все тело бандитов оказывалось испещренным изречениями из Корана, дабы, как им внушали, пуля не могла пробить его. Попав в плен, они всерьез убеждали, что пуля на них не действует. По сути это пример религиозно-патологического извращения психики. Известно немало случаев, когда смертникам для их успокоения раздают «освященные Кораном» патроны, гранаты, камни, имеющие, дескать, «сверхъестественную силу» - в безвыходном положении они могут уничтожить всех неверных и спасти воина Аллаха».
Важно обратить внимание на то, что готовность к собственной смерти всегда считалась крайне важным достоинством в среде террористов любых стран, народов и вероисповеданий.
Сужение всего мира до масштабов одной организации - еще одна существенная психологическая черта террориста-смертника. В патопсихологии давно известен синдром «туннельного зрения»: пребывая во власти сверхценной идеи, человек стремится к ней, не замечая ничего вокруг. Он видит только свой «свет в конце туннеля», игнорируя окружающий мир. Отсюда и явная интровертированность большинства террористов, их частое желание «общаться с вечностью», «посвятить свою жизнь будущему», вера в «грядущие поколения» при недооценке современников.
Террор может принести террористу парадоксальное удовольствие через его собственные страдания и, возможно, через саму смерть. Один из эсеровских террористов так писал товарищам из тюрьмы: «Моя драма закончилась. Не знаю, до конца ли верно играл я свою роль, за доверие, которое мне оказано, приношу вам мою величайшую благодарность. Вы дали мне возможность испытать нравственное удовлетворение, с которым ничто в мире не сравнимо. Это удовлетворение заглушало во мне страдания, которые пришлось перенести мне после взрыва. Едва я пришел в себя после операции, я облегченно вздохнул. Наконец-то все кончено. Я готов был петь и кричать от восторга».
Однако для того, чтобы «петь и кричать от восторга», прежде всего террористу приходится преодолеть собственный, естественный для всякого человека, страх смерти.
Идеологи террористического движения «Хамаз» внушают своим боевикам простую логику: «Боишься - не делай, делаешь - не бойся». Основной акцент ставится на чисто «деятельностное» преодоление негативных переживаний, в частности, страха. Преодоление страха смерти, как известно, является большой проблемой для всего человечества. Террористы-смертники здесь - только частный случай. В общем виде психология давно знает принципы преодоления страха. Э. Фромм писал: «Есть только один способ - как учат Будда, Иисус, стоики и Майстер Экхарт - действительно преодолеть страх смерти - это не цепляться за жизнь, не относиться к жизни как к собственности. Страх смерти - это, в сущности, не совсем то, и что нам кажется, это не страх, что жизнь прекратится. Как говорил Эпикур, смерть не имеет к нам никакого отношения, ибо «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Можно, конечно, бояться страданий и боли, которые, бывает, предшествуют смерти, но этот страх отличен от страха смерти. Хотя в таком случае страх смерти мог бы показаться иррациональным, дело обстоит иначе, если относиться к жизни как к собственности. И тогда этот страх перестает быть страхом смерти, это - страх потерять то, что я имею: свое тело, свое «я», свою собственность и свою идентичность; это страх «потерять себя», столкнуться с бездной, имя которой - небытие». Многочисленные описания говорят, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с ней обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности попадания в руки властей, пыток, издевательств и т.д. Вот почему террористы скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению. Поскольку реально они присваивают себе право распоряжаться чужими жизнями (жизнями своих жертв), то естественно, что право на распоряжение собственной жизнью подразумевается автоматически. Очевидно, что это - следствие отношения к жизни как к собственности. Преодоление чувства собственности - условие преодоления страха смерти.
Основные группы мотивом
1.Меркантильные мотивы.
2.Идеологические мотивы. Это более устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями группы, организации, политической партии.
3.Мотивы преобразования,
активного изменения мира. Связаны
с пониманием несовершенства
и несправедливости