Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:30, лекция
В социологии выделяют два уровня познания — эмпирический и теоретический. На первом уровне производится сбор фактов (накопление информации об исследуемых объектах) и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т. д. Здесь могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т. е. требуют объяснения и логического обоснования.
Лекция 2. Теория, методология и технология социальных исследований
1 Понятие социологической
2. Методология и методы социологии.
В социологии выделяют два уровня познания — эмпирический и теоретический. На первом уровне производится сбор фактов (накопление информации об исследуемых объектах) и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т. д. Здесь могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т. е. требуют объяснения и логического обоснования. На втором уровне действительность отражается в форме теорий. Теория — это достоверное (в диалектическом смысле) знание определённой области действительности. Оно является моделью действительности и позволяет объяснять и предсказывать явления из данной области.
Признаки теории: 1) её обоснованность; 2) является особой моделью реальности(объективной или субъективной), её упрощением и служит целям познания этой реальности. 3)Обладаем предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения. Т. е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Это одно из условий предсказательной ценности теории.
4. Теория не только описывает
определённый круг явлений, но
и даёт объяснение этим
5)Теория является средством
дедуктивной и индуктивной
Таким образом, Теория и методология исследования СО представляет собой - совокупность понятий и утверждений, которая удовлетворяет следующим требованиям: 1) относится к определённого типа объектам 2) удовлетворяет критериям логики и методологии науки; 3) даёт научное объяснение определённому множеству эмпирических явлений и позволяет делать подтверждающиеся прогнозы. В практическом исполнении эти требования могут быть выполнены лишь с той или иной степенью приближения к логическому идеалу.
Основная цель исследования и связанные с нею задачи это получить достоверное (в диалектическом смысле) знание об объекте Последнее является моделью управления объектом и позволяет объяснять и предсказывать его поведение в различных ситуациях. Для чего необходимы обоснованность, полнота, надёжность, непротиворечивость, доказуемость Т.е., социологическое исследование — в идеале это единство абсолютной и относительной истины.
СИС является особой моделью реальности (объективной или субъективной). Как и любая модель, теория в каком-то отношении сходна с моделируемой реальностью, является ее упрощением и служит целям познания этой реальности.
Особенностью СИС как теории является то, что она обладает предсказательной силой. СИС не только описывает определённый круг явлений, но и даёт объяснение этим явлениям. В СИС как теории можно выделить следующие составные части: 1) исходную эмпирическую базу теории (знание фактов, зафиксированных наукой); 2) исходную теоретическую основу СИС представляющую собой систему исходных утверждений, понятий, законов и принципов теории; 3) множество внешних и внутренних следствий, выведенных из исходной теоретической основы теории и из исходной эмпирической базы теории (социологический реализм)
2. Методология и методы СИС
Методология и методика СИС - 1) система самых общих принципов, подходов и методов, которые составляют основу для СИС; 2) совокупность логических правил последовательности рассмотрения и понимания социальных объектов (социальная комбинаторика).
Метод в СИС - способ построения и обоснования соц. знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания. Иначе говоря, метод – способность определённым образом обрабатывать сведения и производить нужные мысли в случае надобности. Основные методы СИС – это методы определения понятий, мысленного эксперимента и комбинаторики, комплексном методе, экспликация понятия, моделирования и наблюдении. Все они нацелены не просто на знание чего-то, а на его понимание.
Так что главное заключается в методе понимания Дело в том, что информации люди имеют в избытке, а извлекать из неё стоящие истины не могут. Люди живут на уровне поверхностного наблюдения фактов и примитивных обобщений. И никто не может углубиться до понимания механизмов происходящего. А между тем есть правила для такого углубления. В частности, надо различать два слоя общественной жизни - внешний и внутренний. Первый - текущие индивидуальные события жизни. Второй - стабильные её основы.
В первом происходят изменения по воле и желанию отдельных людей. Здесь назначают на должности, снимают с постов, принимают постановления, родятся, умирают ... В другом происходит нечто, неподвластное воле отдельных людей, сохраняются и воспроизводятся в тех же формах отношения между людьми, их группировки и формы поведения ... Например, в первом слое мы наблюдаем, что такой-то руководитель боролся за единовластие и устранял конкурентов.
Во втором слое мы фиксируем сам факт руководства и неизбежность для всякого руководителя стремления к единовластию. И этот переход ко второму слою не есть простое обобщение. Часто здесь имеет место соотношение, подобное соотношению закона притяжения тел и фактов их перемещения, среди которых имеют место и случаи удаления тел друг от друга. А когда социологи что-то выясняют, они это различие слоёв понимания игнорируют.
Вся методология базируется на законах процесса исследования - зависимости понимания одного явления от понимания другого. Будучи осознанные и обобщённые, они образуют сознательный способ, приём исследования. Прежде всего:
Определение понятий – совокупность утверждений, имеющих статус аксиом.
Мысленный эксперимент - совокупность допущений, позволяющих выделить объекты в чистом виде.
Социальная комбинаторика.
В совокупности все три создают основу для научного подхода к СО, дают возможность выяснить характеристики объекта, его границы, и варианта. При этом комплекс признаков объекта образует его социальное качество.
Первый шаг здесь – знание и понимание объекта в его концептуальном, целостном виде. Иначе мы не сможем знать и его истинное значение и назначение. Второй носит уточняющие функции после того, как мы уяснили для себя принципиальные аспекты изучаемого объекта в целом на теоретическом уровне. Как правило, здесь осуществляется количественный анализ и интерпретации собранного эмпирического материала.
В подходе к СИС. социологу необходимо рассмотреть и понять следующее: 1)определить, что делается; б)- для чего делается; в) мотивы деятельности; г), в чьих интересах д.) что получится в итоге данного решения, т.е. его следствия и последствия. Для достижения этого социологу необходимо освоить роль методолога, задача которого «обнять» и понять объект своего внимания в единстве составляющих его частей и механизмов. Как единство многого СО( объект) не может быть понят через его части. Он должен быть взят как именно как единое целое.
Любое явление или объект порождается комплексом необходимых и достаточных факторов как внешнего, и так внутреннего, как объективного, так и субъективного характера, а именно: сам объект как таковой, его исходные понятие и свойства, вытекающих из них связи и их последствия. Для чего существует порядок рассмотрения объектов: 1) выделение объекта из потока конкретно-исторических событий. 2 Установление временных и событийных границ объекта; 3 Установить образующие объект конкретные действия людей; 4 Что именно связывает эти действия в единое целое, в одно сложное, совместное действие множества различных людей. 5 Определение понятий объекта, их экспликация. 6. Мысленный эксперимент с объектом. 7. Социальная комбинаторика в виде различных логических приёмов исследования. 8 Далее следует придерживаться научного подхода к социальным объектам. Его принципы. 9 Эмпирические, конкретные, прикладные исследования (по необходимости)
Сам научный подход к СО это особый способ мышления и познания реальности, нацеленный на истину. Его образует совокупность средств, принципов и правил и требований познания. Назовём основные из них:
1) Рассматривать объект как
таковой или сам по себе
с точки зрения его собственных
ценностей, избегая предвзятых суждений,
навязываемых привычной
Самым продуктивным методом СИС является зиновьевский комплексный методологический метод познания. Его суммарное буквенное выражение имеет вид: А = a1,….an (n≥2), где a1,….an есть причины появления, условия существования, специфические признаки и компоненты СО.. Они образуют соответствующий комплекс. При условии, что каждый из a1,….an по отдельности необходим для указанной роли в отношении А., а все вместе достаточны для этого. Такой комплекс верифицируем и логически, и эмпирически.
Экспликация . – способ понимания, заключающийся в том, чтобы выделить достаточно определённо интересующие исследователя объект, из некоторого более обширного их множества . и закрепить это выделение путём введения подходящего термина. Особенность экспликации . состоит в том, что вводимый термин является не абсолютно новым языковым изобретением, а словом, уже существующим и привычно функционирующим в языке именно в качестве многосмысленного и аморфного по смыслу выражения. В качестве примера можно назвать эскпликат «решение или/и управление».
Наблюдение – метод исследования, при котором исследователь распоряжается своими познавательными средствами, но не вмешивается в состояние наблюдаемых объектов. Он лишь выбирает объекты в том смысле, что отличает от других, сосредоточивает на них внимание, отвлекается от других. На уровне наблюдения вводятся термины, которые обозначают наблюдаемые объекты; происходит расширение и сужение сферы наблюдения; производится сравнение объектов и фиксирование их упорядоченности в пространстве и времени, а также классификация множества объектов. Наблюдение бывает простым и сложным, упорядоченным, состоящим из множества отдельных актов наблюдения. Со всеми этим процессам связана логическая ошибка: результаты субъективной деятельности по отбору, комбинированию и упорядочиванию результатов наблюдений выдаются за описание самой реальности.
Метод диалектический – учёт имеющихся противоречий и их разрешение в объектах, которые изучаются, и логические приёмы их познания. Они связаны с такими понятиями как «развитие», «эволюция», «прогресс», «деградация», «стагнация» («застой»), «кризис», «связи», «изменение», «противоположности», «конфликты», качественные «скачки» и т.п. и их свойства.
Моделирование. Пусть требуется исследовать предметы некоторого класса Ка (это может быть и индивидуальный предмет), т.е. требуется получить какие-то высказывания об этих предметах, удовлетворяющие определённым требованиям. Эта задача может быть решена двояко:
1) исследуются представители этого класса предметов (сам этот предмет) а; 2) подбираются (или создаются, в частности) какие-то другие предметы класса Кв, которые исследуются вместо предметов а, и затем из высказываний, полученных здесь, получаются по определённым правилам высказывания, относящиеся к предметам а. Предметы а суть предметы-оригиналы относительно предметов в, а предметы в суть предметы-модели относительно предметов а.
Таким образом, модель есть предмет, который исследуется вместо другого предмета с целью получения каких-то знаний о последнем. Эта роль модели обусловливает то, что она подбирается или создаётся специально так, чтобы из истинных высказываний, полученных при исследовании её (обычно при экспериментах на ней), можно было посредством заранее установленных правил из этих высказываний получить достаточно достоверные высказывания о предмете, моделью которого она является.
А для этого модель предмета должна быть подобна моделируемому предмету по комплексу признаков, известных и принимаемых во внимание заранее. Упомянутые правила устанавливаются при условии такого подобия. Метод моделирования применяется тогда, когда моделируемый предмет ещё не существует, а лишь проектируется, или когда экспериментирование с предметом-оригиналом затруднено, слишком дорого, громоздко, требует слишком много времени или вообще невозможно. Выводы на основе моделирования не являются абсолютно истинными, они характеризуются лишь степенью достоверности (надёжности).