Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:30, лекция
В социологии выделяют два уровня познания — эмпирический и теоретический. На первом уровне производится сбор фактов (накопление информации об исследуемых объектах) и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т. д. Здесь могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т. е. требуют объяснения и логического обоснования.
Мысленный эксперимент. В СИС затруднён или исключён лабораторный эксперимент в том виде, в каком он применяется в других эмпирических (опытных) науках. Его место тут занимает мысленный эксперимент. Он осуществляется как совокупность абстракций, допущений, операций с понятиями и суждениями. Для них имеются особые правила, которые определяют пределы абстракций и допущений, порядок рассмотрения объектов, способы введения понятий, характер умозаключений и т.д. Приведём несколько примеров.
= Нельзя отвлекаться от признаков объектов, которые указываются в определениях объектов, так как без этих признаков они не могут существовать.
= Нельзя допускать соединение объектов, признаки которых логически исключают друг друга, так как такие соединения невозможны логически, а значит, и эмпирически.
= Нельзя принимать допущения, противоречащие социальным законам объектов.
Мысленный эксперимент принимает самые разнообразные формы. Это, например, извлечение объектов из связи с другими, помещение их в связи с другими, расчленение на части и объединение частей в целое, упрощение, осреднение и т.д. Часто требуется приём рассмотрения объектов в «чистом» (т.е. в идеализированном) виде. При этом происходит отвлечение от всех признаков и связей объектов, за исключением тех, которые фигурируют в определениях их понятий.
Социальная комбинаторика. Суть её методов познания в том, чтобы, отталкиваясь от некоторых наблюдений эмпирических фактов, выяснять затем все логически мыслимые «чистые» (абстрактные) варианты тех или иных социальных объектов. Установив эти варианты, можно с уверенностью утверждать, что в реальности возможны частные случаи соответствующих социальных объектов только в рамках этих вариантов и их логически допустимых комбинаций. Приёмы для этого: переходы от простого к сложному , от абстрактного к конкретному. Построение моделей и выдвижение гипотез, а от них - переход к реальности; наблюдения, социальный мониторинг и другие.
Важнейшим методологическим приёмом получения знаний является восхождение от простого к сложному. Суть его в двух словах такова. При исследовании сложных человеческих объединений необходимо выделить (найти) простейшие объекты (своего рода социальные атомы), путём комбинаций которых и эволюции этих комбинаций образуются прочие интересующие нас объекты. Грубо говоря, все сложное в мире есть нагромождение, комбинирование, взаимодействие простого. Отношение простого и сложного имеет место в определённых рамках. Образование сложных объектов из простых происходит по определённым объективным законам - по законам социальной комбинаторики. Не менее важны также методологические переходы от гипотез к реальности от абстрактного к конкретному и обратно.
Индукция – Популярная и научная индукция. Первая – обобщение признаков изучаемых предметов и явлений в посылках через их перечисление. Вторая же - специально организованный отбор и исключение признаков объекта. Она даёт возможность обозначить причинно-следственные связи исследуемого объекта. В основе научной индукции лежит принцип детерминизма. Последний утверждает, что все явления в мире взаимосвязаны, взаимообусловлены и их причины можно выявить и описать.
Метод дедукции построен на других основаниях - на гипотезах, из которых выводятся те или иные знания и следствия, решения. Примером тому могут служить те или мысленные ситуации. Таковы основные подходы в изучении СО.
Заключение. Таким образом, СИС - теория и методология исследования СО Социология объекты во всем многообразии их проявлений, как феномены социальной жизни. Занимается обоснованием и сопровождением . с момента его зарождения и реализации с последующими следствиями. Его цель - непротиворечивое методологическое обеспечение функционирования, поддержания, развития управляемых объектов и управленческих отношений в рамках необходимого и достаточного как для первых, так для вторых. Тем самым, СИС как теория и практика помогает «обнять» и понять СО, прогнозировать их, служит средством их опознания и познания . Отсюда вытекают и задачи СИС – знать, понимать общество, и уметь использовать его законы возникновения, жизнедеятельности и затухания.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что представляет собой СИС?
2. Раскройте понятия «теория» и «методология»?
3. Роль и место теории и методологии в познании СИС.
4. Назовите основные методы
познания и раскройте их
5. Обозначьте главный фактор в познании СИС
6. Диалектический подход к социальным явлениям является необходимым условием построения СИС. Выясните и объясните, когда этот подход уместен и необходим, а когда нет, и как он используется в СИС?
7. Фактор понимания - это, что люди думают о ситуации, в которой осуществляются их действия, о самих себя и о своих возможностях. С научных социологических позиций опишите ваше понимание того, что происходит в сфере вашей будущей профессиональной деятельности.
8. Уметь отличить причину от следствия необходимо во многих жизненных ситуациях, но в социологии эта задача особенно сложна. Если мы видим, что два события происходят одновременно, значит ли это, что одно является причиной другого, и если да, то которое? Если центральный банк печатает деньги, и одновременно мы видим рост экономики, то этот рост вызван денежной эмиссией, или же денежная эмиссия – реакция на рост? Реформы в Украине произошли в результате краха советской экономики или крах произошёл в результате реформ? Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для принятия правильных решений в области государственной политики, а точек зрения в защиту как одной, так и другой гипотезы, всегда хватает. Обоснуйте социологическую точку зрения.