Логическая социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:30, лекция

Краткое описание

В социологии выделяют два уровня познания — эмпирический и теоретический. На первом уровне производится сбор фактов (накопление информации об исследуемых объектах) и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т. д. Здесь могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т. е. требуют объяснения и логического обоснования.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория и мет.docx

— 30.35 Кб (Скачать файл)

Мысленный эксперимент. В СИС  затруднён или исключён лабораторный эксперимент в том виде, в каком он применяется в других эмпирических (опытных) науках. Его место тут занимает мысленный эксперимент. Он осуществляется как  совокупность  абстракций, допущений, операций  с понятиями и  суждениями. Для них имеются особые правила, которые определяют пределы абстракций и допущений, порядок рассмотрения  объектов,  способы  введения  понятий,  характер  умозаключений  и  т.д. Приведём  несколько примеров.

= Нельзя  отвлекаться  от признаков  объектов, которые  указываются  в  определениях  объектов,  так  как без этих признаков они  не могут существовать.

= Нельзя допускать соединение  объектов, признаки которых логически  исключают друг друга, так как  такие соединения невозможны  логически, а значит, и эмпирически.

= Нельзя принимать допущения, противоречащие  социальным законам объектов.

Мысленный эксперимент принимает самые разнообразные формы. Это, например, извлечение объектов из связи с другими, помещение их в связи с другими, расчленение на части и объединение частей в целое, упрощение, осреднение и т.д. Часто требуется приём рассмотрения объектов в «чистом» (т.е. в идеализированном) виде. При этом происходит отвлечение от всех признаков и связей объектов, за исключением тех, которые фигурируют в определениях их понятий.

Социальная комбинаторика. Суть её методов познания в том, чтобы, отталкиваясь от некоторых наблюдений эмпирических фактов, выяснять затем все логически мыслимые «чистые» (абстрактные) варианты тех или иных социальных объектов. Установив эти варианты, можно с уверенностью утверждать, что в реальности возможны частные случаи соответствующих социальных объектов только в рамках этих вариантов и их логически допустимых комбинаций. Приёмы для этого:  переходы от простого к сложному , от абстрактного к конкретному.  Построение моделей и выдвижение гипотез, а от них - переход к реальности; наблюдения, социальный  мониторинг и другие.  

Важнейшим  методологическим  приёмом  получения  знаний  является  восхождение  от  простого  к сложному. Суть его в двух словах такова. При исследовании сложных человеческих объединений необходимо выделить (найти) простейшие объекты (своего рода социальные атомы), путём комбинаций которых и эволюции  этих комбинаций образуются прочие интересующие нас объекты. Грубо  говоря, все сложное в мире  есть  нагромождение,  комбинирование,  взаимодействие  простого.  Отношение  простого  и  сложного имеет место  в  определённых  рамках. Образование  сложных объектов из простых происходит по  определённым объективным законам - по законам социальной комбинаторики. Не менее важны также методологические переходы от  гипотез к реальности от абстрактного к конкретному и обратно.

 Индукция – Популярная и научная индукция. Первая  – обобщение признаков изучаемых  предметов и явлений в посылках через их перечисление. Вторая же - специально организованный отбор и исключение признаков объекта. Она даёт возможность обозначить причинно-следственные связи  исследуемого объекта. В основе научной индукции лежит принцип детерминизма. Последний утверждает, что все явления в мире взаимосвязаны, взаимообусловлены и их причины можно выявить и описать.

Метод дедукции построен на других основаниях - на гипотезах, из которых выводятся те или иные знания и следствия, решения. Примером тому могут служить те или мысленные ситуации. Таковы основные подходы в изучении СО.

Заключение. Таким образом, СИС  -  теория и методология исследования СО Социология объекты во всем многообразии их проявлений, как феномены социальной жизни. Занимается обоснованием и сопровождением . с момента его зарождения и  реализации с последующими следствиями.  Его цель -  непротиворечивое  методологическое обеспечение функционирования,  поддержания,  развития  управляемых  объектов  и  управленческих  отношений  в рамках необходимого и достаточного как для первых, так для вторых. Тем самым, СИС как теория и практика помогает  «обнять» и понять СО, прогнозировать их, служит средством  их опознания и познания . Отсюда вытекают и задачи СИС – знать, понимать  общество, и уметь использовать его законы  возникновения, жизнедеятельности и затухания.

 

 

 

 

 Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.  Что представляет собой  СИС?

2.  Раскройте понятия «теория»  и «методология»?

3.  Роль и место теории и  методологии в познании СИС.

4.  Назовите основные методы  познания и раскройте их содержание. 

5.  Обозначьте главный фактор  в познании СИС

6.  Диалектический  подход  к  социальным  явлениям  является  необходимым  условием  построения  СИС.  Выясните и объясните, когда этот подход уместен и необходим, а когда нет, и как он используется в СИС? 

7.  Фактор понимания -  это,  что  люди  думают  о  ситуации,  в  которой  осуществляются их  действия,  о  самих себя  и  о  своих  возможностях. С  научных  социологических  позиций  опишите  ваше  понимание  того,  что происходит в сфере вашей будущей профессиональной деятельности.

 

8. Уметь отличить причину от следствия необходимо во многих жизненных ситуациях, но в социологии эта задача особенно сложна. Если мы видим, что два события происходят одновременно, значит ли это, что одно является причиной другого, и если да, то которое? Если центральный банк печатает деньги, и одновременно мы видим рост экономики, то этот рост вызван денежной эмиссией, или же денежная эмиссия – реакция на рост? Реформы в Украине   произошли в результате краха советской экономики или крах произошёл в результате реформ? Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для принятия правильных решений в области государственной политики, а точек зрения в защиту как одной, так и другой гипотезы, всегда  хватает. Обоснуйте социологическую точку зрения.

 


Информация о работе Логическая социология