Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:09, реферат
Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.
Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность.
Одна из основных обязанностей лидера в группе - деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверке новых способов взаимодействия. Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и в конечном счете статус лидера
Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп,
считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик
участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой
работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и
отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс,
Соч. Т.46 с.214
Различие между индивидами является основным двигателем развития их
взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности)
порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое
присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека,
заставляя вести себя иначе.
Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности
участвуют самые разные системы факторов:
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)
внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим
параметрам)
внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их
состояние, исходные мнения, оценки)
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является
фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он
является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно
ценные ориентации группы.
1.Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985.
2.Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова,
Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979.
4.Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.:
Политиздат. 1975.
5.Фридман Л.И., Кулагина
И.Ю. Психологический
Просвещение. 1991.
6.Вопросы психологии. 1971, № 9
Информация о работе Малая социальная группа: понимание, виды, структура