Маслоу о мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении пирамиды Маслоу и в выявлении закономерности развития потребностей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу
• Подробно разобрать потребность в самоактуализации, как вершину человеческих потребностей
• Выявить способы удовлетворения потребности в самоактуализации работников учреждений культуры и посетителей

Содержание

1. Введение
2. Понятие «мотивация»
3. Теория мотивации по Маслоу
4. Мотивация и иерархия потребностей
5. Потребность в самоактуализации
6. Критика теории Маслоу
7. История возникновения «пирамиды потребностей»
8. Мотивация и удовлетворение потребностей работника учреждений культуры и посетителей.
9. Заключение
10. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.docx

— 108.47 Кб (Скачать файл)

         Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать.  Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

           Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

      1.   Потребность в самоактуализации

            Самоактуализация - (от лат. actualis  действительный, настоящий) 

 стремление  человека к возможно более  полному выявлению и развитию  своих личностных возможностей.

           Казалось бы, многие люди за свою жизнь могут подойти к реализации этой высшей потребности, но по какой- то причине это не происходит. Маслоу приводит несколько таких причин.

          Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.

           Комплекс Ионы (Jonah complex) заключается в боязни человека реализовать свои природные способности, в страхе изменить свое, пусть неинтересное и ограниченное, но так или иначе налаженное существование, получив возможность пережить новый, неординарный опыт. По вине «страха достижений», по мнению Маслоу, больше половины жителей Земли за всю жизнь никогда даже близко не подбираются к реализации внутреннего потенциала.

         Подобно тому, как Иона пытался избежать участи пророка, опасаясь возложенной на него ответственности, многие люди боятся в полной мере использовать собственные таланты. «Чем выше поднимешься, тем больнее падать» — на такой философии строят свою жизнь миллионы людей. Они не достигают великих целей, но это, как им кажется, является гарантией того, что их минуют крахи и тяжелые разочарования. Маслоу полагал, что пока в мире бытуют подобные взгляды, никакое общество не вправе называть себя прогрессивным и состоявшимся.

           Отличительной чертой людей с комплексом Ионы является склонность к депрессии и тревогам. Кроме того, они придают громадную значимость вещам априори банальным и несущественным. Ставят перед собой ничтожные цели и долго «празднуют победу», достигая их. Мало того, зачастую эти люди сознательно избегают назначения на руководящую должность, несмотря на то что обладают стратегическим мышлением и тонким чутьем ситуации.

          Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту.

          Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

- самоуважение и уважение к другим;

- доброжелательность и терпимость;

- интерес к окружающему миру;

- стремление разобраться  в себе и др.

            К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

            Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности.

           Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко.

           Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Почти о любом здоровом человеке можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие.

      1. Критика теории Маслоу

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив, ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей — предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х г., что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.

В итоге, как отмечает Митчелл: «Руководителя должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчинённых, он должен чувствовать их индивидуальные потребности».

            Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Она часто подвергается критике, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и признавал все погрешности. Но и на сегодняшний день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.

      1. История возникновения «пирамиды потребностей»

           А была ли пирамида? «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа (1975 год). В трудах Маслоу встречается иной визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»). Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).

             Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

            Теория Маслоу вооружает современного менеджера умением удовлетворять свои потребности на работе: на уровне всей организации,на рабочем месте, с помощью изменения стиля руководства.

 

 

 

      1. Мотивация  и удовлетворение потребностей работника учреждений культуры и посетителей.

    Так как я являюсь работником культуры, то хотела бы рассмотреть удовлетворение потребностей на примере работников культуры.

  Как говорилось выше, удовлетворение более высоких потребностей не всегда следуют за удовлетворением низших. Конечно, все мы работаем для того, чтобы содержать свои семьи, зарабатываем деньги на еду, жилье, стараемся приносить пользу обществу, так как наша профессии не менее важна, чем другие. Мы организовываем досуг людей, приобщаем их к прекрасному, к искусству.

Но самое главное, я считаю, в нашей профессии – это самореализация. Здесь у нас имеются большие возможности.  Каждый из работников культуры может проявить себя во всех ипостасях: сценарист, режиссер, конферансье, актер, певец, музыкант и т.п.

Анализируя свою деятельность могу сказать, что за время работы, а стаж у меня 11 лет, мотивация моей деятельности сильно изменилась с того момента, как пришла на эту работу. Первоначально просто работала, пытаясь выполнять свои должностные обязанности. Со временем, получив первое образование режиссера, мне стало интересно вывести свою работу на другую ступень. Вот теперь мотивацией моей деятельности стало более высокое качество проведенных мною мероприятий. Я стала писать свои собственные сценарии мероприятия, теперь мотивом моей деятельности стало признание моей работы моих коллег. В нашем коллективе это не так просто, поэтому я тщательно шла к этой цели, и добилась ее. Я больше не молодой и непрофессиональный работник, я полноправный режиссер нашего центра культуры.

Подытоживая вышесказанное, хочу сказать, самореализация для работника культуры является необходимой целью. Только улучшая качество своей работы, занимаясь самообразованием и самовоспитанием, мы поднимаемся выше по профессиональной лестнице, а значит,  реализуем свои личные и профессиональные возможности.

Это то, что касается работников культуры. А еще хочу сказать и о посетителях наших учреждений культуры.

Когда человек удовлетворяет низшие потребности, ему хочется чего-то большего, то есть потребности переходят на более высокий уровень по «пирамиде потребностей» Маслоу. Человеку хочется быть нужным, быть интересным другим людям, и тогда этот человек приходит в учреждение культуры, чтобы участвовать в мероприятиях, кружках, любительских объединениях и т.п. То есть человек хочет удовлетворить свои социальные потребности и потребности быть признанным. Я считаю, что в какой-то мере мы, работники культуры, помогаем людям поверить в себя, попытаться реализовать себя в необычной для него деятельности и тем самым, помогаем им самоактуализовываться.

 

      1. Заключение

Теория  Маслоу объясняет нам, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители начинают понимать, что потребности у разных людей разные, а,  следовательно, мотивация к работе тоже. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».

В итоге можно сделать вывод, что руководитель должен тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы увидеть какие потребности у них преобладают. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

 

Литература

  1. Теория и практика социокультурного менеджмента. В.М.Чижиков, В.В.Чижиков,Москва,2008
  2. http://flogiston.ru/library/maslow
  3. http://allbest.ru

4. Маслоу А. "Мотивация и Личность", СПб., Издательство Питер, 2006 г.

     5.  Гуманистическая теория личности АБРАХАМА МАСЛОУ 
           (по книге Л.Хьелл и Д.Зиглер "Теории личности")

 

 

 


Информация о работе Маслоу о мотивации