Медико - социальная работа с лицами пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Предметом является процесс предоставления различной помощи реабилитационными центрами, социальными службами, а также социальными работниками.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников сводится к оказанию помощи пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием материальной и моральной поддержки и уважения.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Социальные проблемы пожилых людей


1.1.Социальный статус человека в старости
5

1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
10
Глава 2.Технология медико-социальной реабилитации лиц пожилого возраста


2.1. Медико-социальная реабилитация пожилых людей
14

2.2. Роль реабилитационных центров
18
Заключение
27
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

медико-соц. работа с пож.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Роль реабилитационных  центров

 

Пожилые люди  в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, Конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение  жизнедеятельности пожилых людей. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям.

Социальная  реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.

Составным элементом  социальной защиты пожилых людей на современном этапе является оказание социальной помощи, то есть обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

Социальное  обслуживание и обеспечение пожилых  людей включает в себя пенсии и  различные пособия; содержание и обслуживание пожилых людей в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; оказание помощи бездомным.

В 1995 году в системе  социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и так далее). Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской, Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.

Рассмотрим  содержание работы Центра социального обслуживания для граждан пожилого возраста. В него, как правило, входит несколько отделений: отделение дневного пребывания, отделение временного пребывания, отделение социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, адресная социальная защита.

 В отделении  дневного пребывания (рассчитанного  на содержание не менее 30 пенсионеров)  организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в специальных мастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные  и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

В отделении  социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности - 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе). Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании. Так же в дополнение к перечню услуг, оказываемых обычными отделениями социальной помощи на дому, работники специализированных отделений содействуют в приготовлении горячей пищи обслуживаемым ими лицам, производят кормление ослабленных пенсионеров , осуществляют влажную уборку жилых помещений, оказывают санитарно-гигиеническую помощь (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание), а также проведение различных медицинских процедур, оказание экстренной доврачебной помощи, проведение санитарно-просветительной работы с обслуживаемыми и их родственниками.

Служба срочной  социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия», оказание юридической помощи в пределах своей компетенции,  оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

Существенное  значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, престарелым старше 80 лет.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений  социального обеспечения в современных государствах. Решается эта задача по-разному. В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, то есть увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию). К сожалению, в 90-е годы пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она нередко выплачивается не вовремя.

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым  людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и так далее.

Необходимо  обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

Для решения  этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

- автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи;

- системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи;

- специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и тому подобное, а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

- системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;

- специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

- пологих пандусов вместо порогов и тому подобное.

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно.

С 1986 года в нашей  стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения - отделения дневного пребывания.

Целью организации  таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей  деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием. Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии. Предусматривалось, что с посетителями отделения будет работать на 0,5 ставки культработник дома-интерната. Согласно соответствующего «Положения», посетители отделения имели право пользоваться лечебно-диагностическими и процедурными кабинетами, трудовыми мастерскими, а также обеспечиваться медикаментами наравне с проживающими в доме-интернате.

Изучение мнения директоров домов-интернатов, на базе которых образованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опрошенные считают это не лучшим вариантом, приводя следующие аргументы:

- за редким исключением дома-интернаты для престарелых расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют плохое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожилым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребывания;

- нарушаются санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к дому-интернату как к закрытому учреждению: лица, посещающие отделение дневного пребывания, не обследованы всесторонне, как постоянно проживающие;

- контактируя с проживающими, пользуясь общей столовой, библиотекой, кинозалом они создают опасность заноса инфекций в дом-интернат;

- ухудшаются жилищные условия постоянно проживающих за счет уплотнения их для выделения площадей под отделение дневного пребывания. Кроме того, не выделяются дополнительные бюджетные средства на содержание отделения, что косвенно отражается на материальном благополучии проживающих в учреждении;

- ухудшается морально-психологический климат среди постоянно проживающих, многие из которых протестуют против того, что посещающие отделение дневного пребывания бесплатно пользуются всеми благами дома-интерната (мебелью, библиотекой, кинозалом, медикаментами, получают медицинское обслуживание, а также бесплатное или льготное питание) и при этом у них пенсия сохраняется в полном объеме, в то время как проживающие в доме-интернате получают на руки лишь 10% от пенсии, остальная часть которой идет в доход государства.

В связи с  этим во многих административных территориях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются «привязанными» к домам-интернатам.

При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в городах Челябинске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах города Москвы.

Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме того, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщика, а при организации питания в самом отделении - еще и буфетчицы, и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.

Изучение контингента  лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслуживания (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% - мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 - 74 лет) возраста - 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста - 46%.

Информация о работе Медико - социальная работа с лицами пожилого возраста