Межэтнические конфликты в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:51, реферат

Краткое описание

Юридическая сторона данного вопроса основана в России на статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В случае нарушения данного права, предусмотрена Статья 282 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая предусматривает наказание от штрафа, до четырёх лет лишения свободы.

Содержание

Введение
Типы межэтнических конфликтов в России
а. Территориальные споры
б. Борьба за ресурсы и собственность.
в. Стремление к изменению статуса местных элит
г. Изменение системы распределения труда
Предпосылки межэтнических разногласий в современной России
Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhetnicheskie_konflikty_v_sovremennoy_Rossii.docx

— 42.85 Кб (Скачать файл)

Этот подход даёт нам понять, что на определенном отрезке времени происходит изменение потенциала внутри этнических групп, претендующих на привилегированные места. Такая ситуация в обществе может сохраняться достаточно долго после заявления претензий на этносоциальные изменения, но так продолжаться может только в той социальной структуре, в которой достаточно мощная централизованная власть (в том числе и при тоталитаризме). Но как только власть теряет легитимность, как это случилось в СССР (в конце 80-х – начале 90-х годов XX века), то появляется шанс не только на высказывание претензий, но и реализовать их. Дальнейшее развитие событий – эскалация или свертывание конфликта на прямую зависит от потенции центральной власти.

В работе А. Г. Здравомыслова “Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве” главной причиной межэтнических конфликтов выступает стремление этноса, вновь вовлекаемых в политический процесс, дать свою интерпретацию национальных интересов сообщества.  

Как уже упоминалось выше, с 70-х годов начинается укрепляться этническое самосознание, это должно было стать сигналом для власти, но этого не произошло, власть продолжала насаживать идеологию, которая должна была привести к созданию нового исторической общности людей – советского народа.

Здоровое функционирование этнической культуры всегда построена на уважении и понимании не только своих культурных ценностей, но и культуры других народов, предпочтение родовых ценностей как главного фактора сохранения ядра культуры. В СССР же целые поколения отчуждались от этих ценностей, выселение целых народов. Они сознательно отчуждались обществом от своих культурных корней (языка, культуры, религии). Затем ошибки в национальной политике, основанные на идеи, что этнические различия должны быть стерты и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Но все это привило к сплочению не просто отдельных людей, а даже целых народов.  

Все существующие причины в бывшем СССР и на нынешнем постсоветском пространстве можно свести к нескольким группам:

1)    социально-экономические - неравенство уровней жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;

2)    культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;

3)    этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

4)    экологические - ухудшение состояния окружающей среды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом;

5)    этнотерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;

6)    исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства - подчинения и т.д.);

7)    конфессиональные - не только из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения;

8)    культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры.

Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов

Возможности и способы урегулирования конфликтов зависят от множества факторов: насколько широко они разрастаются, какую (качественно) территорию занимают, население какого типа вовлечено в конфликт, интенсивность и время развития конфликта, какого типа субъекты вовлечены в конфликт.

    • Деконсолидация сил, участвующих в конфликте (обратное понятие от «консолидация» - «укрепление, объединение, сплочение»).

Отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам. Важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например).

    • Применение широкого спектра санкций – от символических до военных.

Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

    • Перерыв в конфликте.

В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.

    • Прагматизация переговорного процесса (стремление давать практические советы в удобной для применения форме, с ориентацией на определённые сферы будущей деятельности).

 Разделение глобальной  цели на ряд последовательных  задач, которые решаются совместно  от простых к сложным.

Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на недопущение событий, приводящих к конфликтам.

 

Заключение

В заключение необходимо отметить, что конфликт — это достаточно сложное явление, которое не так просто разрешается, а, следовательно, политической элите следует обратить внимание на центры по исследованию разноуровневых конфликтов, надо научиться взаимодействовать с ними, различными средствами способствовать их продуктивной работе. 

Обязательным является комплекс экономических и социальных мер с целью устранения социально-экономического неравенства по этническому признаку, устранение дискриминации в доступе к ресурсам и предпринимательской деятельности.

С научной точки зрения, отмечается необходимость проведения работы по анализу существующей ситуации, прогнозированию возможных конфликтов, примерное выявление косвенных и прямых участников. Названная работа должна проводиться не только центром, но и регионами. Такие исследования очень важны с точки зрения прикладной социологии. В послесловии сборника по данной дисциплине сказано: «Очевидная неспособность ни одной из современных социологических школ строить прогнозные модели социального развития общества и непрекращающиеся социальные конфликты породили потребность в самоосмыслении адекватности применяемых методов целям и предмету социологического анализа социальных явлений» [Ельмеев, 281].

Неоспоримым остаётся факт, что приоритет по предотвращению конфликтов принадлежит центральным органам власти, но следует также ставить определенные задачи перед органами местного самоуправления и местными культурно-национальными объединениями, временными соглашательскими комиссиям из представителей церкви, советов старейшин, женских организаций и т.д.

Несмотря на отмеченную ранее юридическую сторону данного вопроса, стоит добавить, что законодательство РФ довольно слабо подготовлено в этом аспекте. Следовательно, необходимо выработать определенный ряд законов, которые бы закрепляли права различных этносов, например, в плане использования родного языка и т.д. Создать с помощью законодательства определенную сферу, где каждый из этносов мог бы не просто развивать свою культуру, но и показывать её сильные стороны другим народам (как это, например, было организовано на территории ВВЦ во времена СССР). Воспитание патриотизма, толерантности, должно происходить с малых лет и на всей продолжительности периода образования.

При соблюдении таких мер, возможно достижение определённого ряда «сдвигов» в этнополитики, что не только не будет мешать России развиваться в социально-экономическое плане, но только будет направлено на такое развитие, всячески ему способствовать.

 

 

Литература

    1. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология: Очерки методологии. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 1999. — 296 с.
    2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве” / 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1999.-286 с.
    3. Крупник И.И. Проблемы этнографического изучения евреев в СССР // Советиш геймленд.-1982. – №8.
    4. Крысько В.Г. Этнопсихологический Словарь.- М., 1999.- 343 C.
    5. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). - М.: Наука. 2001. - 552 с.. ил. (Валерий Александрович академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН)
    6. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с

Электронные ресурсы

    1. Российская социологическая энциклопедия/ под общей ред. акад. РАН Г.Н. Осипова, 1998. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/619/word/konflikt-mezhnacionalnyi
    2. Словарь финансовых и юридических терминов. Компания «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/mezhjetnicheskie_konflikty/

 

 

 


Информация о работе Межэтнические конфликты в современной России