Место социологии образования в системе социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Социология образования уже давно стала признанной и активно раз­рабатываемой отраслью социологического знания. Она имеет тесные, давно сложившиеся связи с другими областями знания, поэтому значительная часть работ принадлежит не только этой области, но и ее обширным свя­зям. В связи с этим далее будут затронуты вопросы места социологии образования в общей системе социологического знания, ее проблемное поле, ее объекты и история развития.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. История развития социологии образования …………………………………….4
2. Интегративная роль социологии образования ………………………………….5
3. Объект и предмет социологии образования …………………………………....7
4. Основные проблемы социологии образования ………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Социология образования.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Изучение образовательных систем, самого института образования как мощного социального феномена наиболее активно представлено в тео­риях функционализма. Именно эти теории и подходы дали специфичес­кие основы для понимания включенности института образования в жизнь общества, его роли во многих общественных процессах, его воздействия, повлекшего множественные изменения. Функциональный подход внес осо­бый вклад в описания общества и определения его структурных элемен­тов и их функций. Наряду с функциональным подходом серьезный вклад в социологию образования внесли теории конфликта, структурно-функ­циональный и феноменологический подходы. [7]

Связи института образования с другими важнейшими социальными ин­ститутами (семьи, науки, права и других)  предмет особого рассмотре­ния и исследований. Например, детская преступность не может анализиро­ваться без обращения к школьному образованию. Таким образом, социология образования своим объектом считает прежде всего сам инсти­тут образования во всех его составляющих и связях: система образования, учебные заведения, а также те социальные группы, которые включаются в действие институтов образования.

Сказанное выше относится к изучению института образования в количественных стратегиях, что не означает того, что в последние годы не сделано многого в качественных стратегиях

Социология образования работает в разных подходах и на разных уровнях познания явлений. В ней сочетаются интра- и экстраспективный подходы, т. е. социология образования изучает как процессы, характеризую­щие взаимодействия людей, социальных групп внутри сферы образова­ния, так и взаимодействия самой сферы образования с другими сферами общественной жизни, с другими общественными подсистемами. Очень важным моментом является влияние образования на функционирование общественной системы в целом и на ее подсистемы.

Сфера образования предстает перед исследователем на мега-, мезо- и микроструктурных уровнях своего проявления. Каждый уровень анализа охватывает свои объекты и процессы. Например, многие исследования уча­стия российской системы образования в Болонском процессе  наиболее яркий пример исследования мегауровня. Изучение различных образова­тельных систем регионального уровня можно отнести к мезоуровню. [7]

Говоря о подходах (как особой методологической схеме исследова­ния), необходимо отметить, что социология образования использует прак­тически весь их спектр. Есть исследования, выполненные в историчес­ком, сравнительном, комплексном, системном, синергетическом, эволюционном и других подходах. Это обстоятельство также говорит о том, что социология образования давно является сложившейся отраслью общего социологического знания.

Объекты социологии образования по своей природе, мере включенно­сти в социальные структуры и отношения имеют социальный характер. Обратимся ли мы к неким социальным общностям (школьникам, взрос­лым людям, включенным в образовательный процесс) или к образова­тельным подсистемам (школа, вузы), все эти объекты вносят в жизнь социума свои изменения, выполняют вполне определенные функции, пре­образуют общую социальную жизнь.

На различных исторических этапах образование оказывалось мощным фактором развития многих государств. Были и обратные процессы экономического и политического характера, когда развитие образования и его влияние на социальные процессы замедлялось. Изучение таких масштаб­ных явлений представляет интерес не только для самой системы образова­ния, но и для общества, его политических, экономических и управляющих систем. Важной особенностью социологии образования является ее орга­ническая связанность с другими областями знания.

Внимание к образованию не случайно: обучение и воспитание людей к настоящему времени становится фундаментальным и длительным процес­сом. В этот процесс вовлечены огромные людские и финансовые ресурсы. Он воспринимается на индивидуальном и государственном уровнях как процесс, обеспечивающий перспективы устойчивого развития общества, самореализации индивидов, расширения возможностей во всех сферах человеческой деятельности, наконец, развития человечества и его совершенство­вания. Образовательные процессы позволяют индивиду адаптироваться к окружающей действительности, базируясь на опыте предшествующих поколений. Система образования для каждого индивида и общества в целом воспринимается как нечто обязательное, как неотъемлемая часть жизни. Причем и отдельные индивиды, и социальные группы, и даже социальные институты нередко воспринимают сложившиеся образовательные практики как нечто столь очевидное, укоренившееся, что поддается общественному осознанию лишь в том случае, когда возникают значительные помехи.

 

4. Основные проблемы социологии образования

В сознании российского населения процесс получения образования до сих пор ассоциируется с ответственностью государства за обеспече­ние его доступности, прежде всего в виде финансирования и поддерж­ки всех институтов образования от детского сада до поствузовских его форм.

Тенденции после­дних лет во всем мире связаны с повышением платы за высшее образо­вание. Требования и ожидания к российским образовательным системам включают внимание к общественному интеллекту и творческому потен­циалу молодежи (проблема «утечки мозгов» особенно обострила этот общественный дискурс), широкий доступ к образованию, его диверси­фикация, фундаментальность и др. Вхождение России в европейское об­разовательное пространство высвечивает эти и многие другие проблемы с новых позиций. Особой проблемой стала проблема опережающего развития образования, его новое качество (не улучшенное, а построен­ное на иных принципах, более современных).

Вхождение России в ми­ровое экономическое и политическое пространство поставило перед системой нашего образования такие задачи как обязательная оценка его качества, соответствие мировым тенденциям, адаптивность и гибкость к новым ситуациям и проблемам, конкурентоспособность не только на европейском образовательном рынке, но и на рынке труда. По сути, се­годня наше образование стоит перед сложнейшей задачей выбора опти­мальной модели, ориентированной на будущее, на перспективу. Важ­нейшими вопросами ближайшего десятилетия становятся выбор обучающих стратегий в школе и в высшем образовании. Среди насущных идей называются усиление влияния научных исследований в вузах, их прямое включение в процесс обучения; общественный контроль над образованием, его качества и соответствия запросам всех заинтересованных субъектов; автономия вузов в облас­ти содержания обучения для придания образованию большей гибкости; создание гибких связей с бизнесом и промышленностью, которые мог­ли бы сделать систему подготовки специалистов более адекватной зап­росам экономики.

Образование ассоциируется с успешностью, развитием личности и ее самореализацией. Для развитых государств образование стало потенциа­лом его развития, показателем устойчивости и мощности. Образование является столь важным процессом, что общество и соответствующие государственные органы создали разветвленные и мно­гообразные структуры, каждая из которых отвечает за определенный учас­ток, выполняет свои, как правило, четко заданные и контролируемые зада­чи. Так, система детских садов реализует задачи физического и психического развития детей, их подготовки к школе, первичной социализации.

Школа, среднее и высшее образование решают иные задачи. Существуют специальные структуры постдипломного образования. Уже давно обсуждаются и реали­зуются идеи непрерывного образования, имеются формы и специальные организации, направленные на его развитие. Важно отметить и наличие си­стем дополнительного образования, которое выполняет функции социокуль­турного развития для различных контингентов населения. Таким образом, система образования буквально пронизывает всю жизнь людей как на институциональном уровне, так и на личностном.

Образование  один из каналов процесса социализации, с помощью которого индивид осваивает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Само общество значительно вли­яет на этот процесс через свои институты, причем на определенных этапах оно оказывает наиболее сильное влияние (время получения школьного и профессионального образования).

Образование теснейшим образом связано с другими социальными институтами (семьи, права, экономики и др.). Сегодня уместно отме­тить, что системы образования начинают интегрироваться в континенталь­ных масштабах. Поистине, образование  один из столь разветвленных и социально значимых феноменов, что его влияние можно обнаружить практически во всех сферах социальной жизни.

Основные знания мы получаем в школе (основы культуры, гражданственности, научные знания и т. п.). В школе и последующих видах обра­зования закладываются основы мировоззрения, бытующих социальных норм, социального контроля, традиции и доминантная культура. Таким образом, можно сказать, что институт образования на начальных этапах обучения закладывает основы для успешного вхождения в общественное устройство, создает предпосылки для дальнейшего движения личности по избранным траекториям (образовательным, профессиональным и лич­ностным). В дальнейшем своем продвижении человек может сталкивать­ся с системой образования самым различным образом. В качестве при­мера можно привести следующие, характерные для современной России, образовательные траектории:

      После получения базового профессионального образования новые знания осваиваются в системе повышения квалификации;

      При смене профессии человек снова вливается в систему высше­го образования, получая второе высшее образование уже в более крат­кие сроки;

      При необходимости освоения дополнительных знаний человек может избрать собственный путь (различные курсы, семинары, мастер- классы и пр.);

      Современные российские студенты, аспиранты уже освоили совме­щение обучения в российских вузах с различными формами стажировки и учебы за рубежом;

      Для многих людей процесс получения образования становится неко­ей пожизненной траекторией, на каждом из этапов которой человек осваивает нечто новое в самых различных формах, включая самообразование.

Образование, с одной стороны, «задается», нормируется, изменяется обществом, с другой, оно активно воздействует на самые различные контингенты общества, формируя и преобразуя их. Поскольку любое государство подвержено самым различным трансформациям, как материальным, так и духовным, институт образования также постоянно реагирует на них. Соответственно, в каждый период времени он сталкивается с некоей сово­купностью проблем, образующих своеобразное проблемное поле.

Проблемное поле современной социологии образования включает проблемы разного уровня и содержания. В числе наиболее важ­ных и серьезных находятся доступность образования и его качество. Дос­тупность высшего образования характеризует возможности поступления в высшие учебные заведения и успешного завершения обучения. Разные граждане и разные социальные группы имеют неодинаковые возможности получения высшего образования.

Если рассматривать агрегированные количественные показатели развития системы высшего образования в России, то они свидетельствуют о расширении доступности высшего образования. Численность студентов вузов за последние десять лет увеличилась вдвое, в то время как числен­ность лиц в возрасте от 15 до 24 лет выросла лишь на 12 %. Данные госу­дарственной статистики о численности выпускников 11 класса и приеме в вузы в последние годы сближаются: в 2000 г. выпуск составил 1,5 млн. школьников, прием — 1,3 млн. студентов. Эти показатели скорее отража­ют формальное положение по численности студентов. Доступность высше­го образования предстает совсем в ином свете, если принять во внимание изменения в структуре финансирования образования и в качестве предоставляемых образовательных услуг.

Значительный приток студентов был обеспечен в основном за счет расширения платного приема, появления значительного числа филиалов ву­зов с заочными формами обучения. Нельзя не заметить, что современное заочное обучение в настоящее время сильно потеряло свой потенциал в силу того, что будущие специалисты уже практически не работают по профилю своего образования, что делает его малоэффективным, сводя результат к получению диплома, а не знаний. [7]

Качество образовательных услуг снижается и в силу того, что многие студенты включаются в рабочую деятельность, начиная со второго, третье­го курса, что с очевидностью ведет к снижению мотивации на учебу, со­кращению реального учебного времени и т. д. Процесс снижения качества образования оказался связанным и с изменением позиции самих вузов, постепенно переходящих в рыночную систему, обозначающих свою дея­тельность как предоставление «образовательных услуг». Разумеется, российское образование, как образование многих других стран, со временем во многом перейдет к данной форме, однако к этому переходу пока не готовы ни вузы, ни сами студенты.

Динамика показателей развития системы образования в России в последнее десятилетие и многочисленные данные наблюдений свидетельствуют об усилении дифференциации услуг высшего образования с точки зре­ния их качества. Так, значительные изменения произошли в соотношении обучения по дневной, вечерней и заочной формам. Наибольшими темпа­ми растет число студентов, использующих заочную форму обучения, особенно в негосударственных вузах. В 2002/2003 гг. на очные отделения негосударственных вузов было принято 242,4 тыс. студентов, на заочные формы  426,5 тыс. По заочной форме обучения сейчас занимается бо­лее 70 % студентов негосударственных вузов. В государственных ву­зах на заочной форме обучения учится 37 % заочников (2002/2003 г.).

Имеющиеся данные свидетельствуют, что структура выпуска специалистов и его численность не соответствуют потребностям рынка труда. Многие выпускники вузов не могут найти работу, соответствующую их квалификации, работают не по специальности, или на рабочих местах, не требующих такого уровня образования. Эти факты, как и эмпирические наблюдения, говорят о том, что существующее у значительной части лю­дей стремление к получению высшего образования безотносительно к реальному его качеству и специальности отражает потребность в приоб­ретении не столько профессиональных знаний, сколько социального ста­туса человека «с дипломом». [7]

В социальной политике при решении задач доступности высшего образования обычно принято концентрировать внимание на так называемых социально уязвимых группах населения: инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица с низкими доходами, малочисленные народы. Особое внимание к ним обусловлено тем, что в обществе существуют ценностные представления о необходимости повышения доступности образования для представителей тех социальных групп, которые обладают заведомо худшими возможностями участия в разных видах деятельности в сравнении с другими группами населения.

Информация о работе Место социологии образования в системе социологического знания