выделяются отдельные интересно
поставленные вопросы и ответы;
дается оценка активности и
качества подготовки отдельных
подгрупп и занятия в целом.
Семинар - исследование используется прежде всего
в спецкурсах.
По предложению преподавателя в начале
семинара образуется несколько подгрупп
по 7-9 человек, которые получают список
из заранее заготовленных проблемных
вопросов по теме занятия.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы,
необходимо обменяться мнениями, провести
дискуссию, "доисследовать проблему",
пользуясь любыми источниками информации.
В семинаре - деловой
игре воссоздаются основные ситуации
и элементы, присущие профессиональной
деятельности, с целью овладения предметным
содержанием профессиональной деятельности.
Играющие познают "себя через других"
и "других через себя". Выполняя игровую
роль, вступая в условно реальные отношения
с другими играющими, студенты приобретаете
опыт познавательной и профессиональной
деятельности, а также социальных отношений.
Немаловажную роль в совершенствовании
методики обучения играет внедрение в
практику семинарских занятий нетрадиционных
методов активного обучения.
Обычные формы учебной работы (лекции,
семинары, практические работы, консультации,
экзамены, зачеты) имеют ограниченные
возможности в изменении позиции студента,
поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося.
Нетрадиционные
же формы обучения в одном случае ставят
его: в позицию режиссера, в
другом — учителя, в третьем
— консультанта,
в четвертом — организатора
определенной деятельности и т. д.
И чем разнообразнее выполняемые студентом
роли и занимаемые им в деятельности позиции,
тем разностороннее развивается личность
будущего специалиста. Его мыслительная
деятельность приобретает системный характер,
вырабатываются гибкость мышления и действий,
умение ориентироваться в ситуации.
Наиболее эффективными в развитии технологий
обучения в системе высшего образования
являются такие методы активного
обучения, как игровое проектирование
и анализ конкретных
ситуаций.
При игровом проектировании
воспроизводится процесс создания или
совершенствования условного или моделируемого
объекта.
Учебно-познавательная и исследовательская
деятельность студентов направлена, прежде
всего, на коллективное проектирование
изучаемого объекта.
Такой подход имеет огромное познавательное
значение для будущих специалистов.
Анализ конкретных
ситуаций способствует формированию
у будущего специалиста умения формулировать
и решать задачу (проблему) в определенной
обстановке.
Ситуационные задачи существенно отличаются
от учебных задач-упражнений: если в последней
всегда сформулировано условие (что дано)
и требование (что надо найти), то в ситуационной
производственной задаче, как правило,
таких параметров нет.
Будущему специалисту в ходе решения подобных
задач необходимо прежде всего разобраться
в реальной ситуации, определить, существует
ли проблема и в чем она состоит, т. е. самостоятельно
установить, что ему известно и что надо
определить для принятия решения.
Ситуационная задача
может иметь несколько вариантов решения,
которые окажутся приемлемыми в конкретной
ситуации, что требует от специалиста
умения выбрать из них наиболее оптимальный.
Таким образом, развивается способность
определять рациональные способы анализа
проблемной ситуации и пути ее решения.
Использование нетрадиционных
форм обучения на основе усиления
интеграции образования, науки и практики
позволяет студентам не только увидеть
имитации различных профессиональных
ситуаций, но и самим непосредственно
участвовать в преобразующей деятельности.
Наиболее распространенным видом проведения
семинарских занятий является развернутая
беседа. Данный вид предполагает подготовку
студентов по всем вопросам семинара с
единым для группы перечнем рекомендованной
литературы; выступления студентов (по
их желанию или же по вызову преподавателя).
Развернутая беседа позволяет вовлечь
в обсуждение поставленных вопросов максимум
студентов, разумеется, при использовании
всего арсенала средств их активизации;
постановку хорошо продуманных, четко
сформулированных дополнительных вопросов
к выступающему и всей группе; умелую концентрацию
внимания студентов на сильных и слабых
сторонах выступлений товарищей; своевременное
акцентирование интересов студентов на
новых моментах, возникающих в процессе
обсуждения и т.д.
Заключительное слово преподавателя,
содержащее оценку рефератов, докладов,
сообщений, должно, кроме того, помочь
студентам увидеть сильные и слабые стороны
выступлений, научить их критически осмысливать
сказанное товарищем. В этом отношении
семинар — более сложная форма работы,
чем лекция. Здесь требуется не только
прекрасное владение материалом, но и
умение распределять время студентов,
быстрая реакция на содержание и форму
подачи идей, организация и оценка работы
всего коллектива и внимание к отдельному
студенту.
Рекомендации по работе с документами
и докладами на занятиях по социологии
Методические рекомендации
для работы с докладами:
1) Дав тему доклада, нужно
обозначить время (не более 10 минут),
подсказать литературу и сразу
разъяснить студенту, что преподаватель
хотел бы услышать и чего
– ни в коем случае. Особенно
хорошо воспринимается доклад, прочитанный
не по бумажке.
2) Перед чтением доклада
можно объявить: в докладе будут
термины и проблемы, которые встретятся
в экзаменационном билете.
3) Прежде, чем докладчик
выступит, можно предложить каждому
студенту подготовить хотя бы
по одному вопросу по теме
выступления. Так повысится внимание
к докладу.
4) После чтения доклада
его надо обсудить и выделить
самые важные моменты.
5) Можно предложить студентам
коротко написать, что они узнали
из доклада и что в нём
было хорошо, а что недостаточно
доработано. Так повысится уровень
ответственности выступающих и слушающих.
6) Целесообразно назначить
оппонента, который выступит после
докладчика, оценит доклад и приведёт
свои контраргументы.
Методические рекомендации
по работе с документами:
1) Документ можно либо
зачитать целиком (для достоверности),
либо процитировать из него
отрывок, используя в качестве
примера.
2) Документ можно сочетать
с другими учебными средствами
– например, с показом фильма,
таблицы или рисунка.
3) Можно организовать
самостоятельную работу студентов
с текстом. В таких случаях, если
документ сложный по содержанию,
его лучше читать с параллельными
комментариями преподавателя.
4) В последние годы
нередко рассматриваются альтернативные
источники, излагающие разные точки
зрения.
13. Рекомендации по использованию
средств наглядности, техники и
учебной доски
Правила использования средств
наглядности:
1) Лучше не использовать
большое количество наглядных
пособий на одном занятии –
это отвлекает студентов от
осмысления теории.
2) Наглядное средство
должно быть адекватно содержанию
занятия.
3) Наглядное средство
демонстрируется лишь в тот
момент, когда о нём говорится.
4) Обязательна подготовка
к восприятию наглядного материала
– объяснение того, что будет
дальше показано.
5) Наглядные пособия вначале
воспринимаются в общем, потом по деталям,
а в конце делается обобщение.
6) Наглядное средство
показывается с комментарием
и объяснением преподавателя. В
некоторых случаях перед показом
картинки, фильма или таблицы
уместно продиктовать вопросы, ответы
на которые будут обсуждены
после просмотра.
Правила работы на доске:
1) Записи на доске ведутся
по порядку: слева направо и
сверху вниз.
2) Термины и фамилии
записываются в именительном
падеже.
3) Записывая что-то, желательно
проговаривать это вслух.
4) Рисуя схему или таблицу,
запишите краткие обозначения
символов, иначе получатся никому
не понятные стрелочки и квадраты.
5) Следует записывать
только самое необходимое:
а) трудные для восприятия на
слух слова (обычно иностранные);
б) те слова, на которых нужно
сфокусировать наибольшее внимание.
6) Если Вы испишите
всю доску, она покажется аудитории
слишком пёстрой и будет отвлекать
внимание студентов. Поэтому те
схемы и слова, в записи которых
отпала необходимость, можно постепенно
стирать.
7) Написав что-то на
доске, следует тут же отойти
вправо, чтоб аудитория увидела
написанное.
Правила использования технических
средств:
1) Материал для показа
или прослушивания необходимо
отобрать и проверить ещё при
составлении тематического плана.
2) Следует предусмотреть
запасной вариант работы, так
как основной может не осуществиться
по техническим причинам.
3) Накануне или в начале
занятия надо подготовить студентов
к восприятию показа, т.е. рассказать,
что будет показано, зачем и
каковы задачи учащихся во
время просмотра материала.
4) Необходимо определиться,
как Вы будете обрабатывать
впечатления студентов от увиденного
и услышанного – в виде обсуждения,
творческого задания или письменной
контрольной работы.
Заключение
Эффективность процесса обучения,
прежде всего, зависит от организации
деятельности учащихся. Поэтому педагог
стремится самыми разнообразными приемами
активизировать эту деятельность, и потому
наряду с понятием методы обучения мы
употребляем и понятие приемы, обучения.
Прием - это действие учителя, вызывающее
ответную реакцию учащихся, соответствующую
целям этого действия. Прием - это более
частное понятие по отношению к понятию
метод обучения, это деталь метода.
Приемы могут определяться
особенностями обучающей системы; при
проблемном обучении - это постановка
проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном
- это подробное планирование действий
учащихся для достижения конкретных целей
и т. п. Располагая разнообразными приемами
и по-разному организуя характер деятельности
учащихся и педагогов, мы, тем не менее,
не можем однозначно определить сущность
методов обучения.
Если процесс обучения носит
в основном характер включения учащихся
в непосредственную практическую деятельность
(процесс обучения, как таковой, и носил
характер подражательной деятельности
на первых этапах своего возникновения),
то методы обучения можно определить как
способы включения учащихся в практическую
деятельность с целью формирования у них
соответствующих умений и навыков.
Список используемой
литературы:
1. Бордовская
Н.В. Педагогика : учебник для студентов
вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.
[и др.] : Питер, 2010. – 299 с.
2. Голуб
Б.А. Основы общей дидактики : учеб.
пособие для пед. вузов /
Б.А. Голуб.
– М. : ВЛАДОС, 2010. – 96 с.
3. Елсуков
А.Н. Методика преподавания социологии
в высшей школе :
учеб. пособие
/ А.Н. Елсуков. – Минск : ТетраСистемс,
2011. – 240 с.
4. Основы социально
гуманитарных наук. Учебнометодический
комплекс: учеб.метод. пособие / [авт. и
сост. Г.И. Бабко и др.]. – М. : Высш.
шк., 2013. – 559
с.
5. Руденко
Р.И. Практикум по социологии : учеб.
пособие для вузов /
Р.И. Руденко.
– М. : ЮНИТИДАНА, 2012. – 447 с.
6. Социология
: практикум / [сост. и отв. редакторы А.В.
Миронов,
Р.И. Руденко].
– М. : Соц.полит. журн., 2013. – 240 с.
7. Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные
методы обучения в системе повышения квалификации
педагогов: учеб.- метод. пособие / А. И.
Жук, Н. Н. Кашель. – Минск: Аверсэв, 2014.-336
с.
8. Григальчик, Е. К., Губаревич,
Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия
активного обучения / Е. К. Григальчик,
Д. И. Губаревич, И.И. Губаревич. - Минск:
НОООО «БИП-С», 2013.-181 с.
9. Боголюбов, Л.Н. Повышение
эффективности преподавания обществоведения
/ Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2010.-204
с.
10. Дружкова, А.В. Методика преподавания
обществоведения в средней школе / А.В.
Дружкова. – М.: Просвещение, 2009.-207 с.
11. Методическое пособие по
курсу основ политических знаний. Для
начальных политических школ системы
партийной учебы. – М.: Политиздат, 2009.-160
с.
12. Лазебникова, А.Ю. Уроки обществоведения:
11класс. Методическое пособие по курсу
«Человек и общество» / А.Ю. Лазебникова.
– 3-е издание – М.: Дрофа, 2009.-288 с.
13. Никифоров, Д.Н. Наглядность
в преподавании истории и обществоведения:
пособие для учителей / Д.Н. Никифоров.
– 2-е издание – М.: Просвещение, 2012.-318 с.
14. Власина, А.Л. Основы методики
преподавания общественных наук в высшей
школе / А.Л. Власина. - М.: издат. Московск.
унив.,2011.-388с.
15. Полторак, Д.И. Технические
средства в преподавании истории и обществоведения:
пособие для учителей / Д.И. Полторак. –
М.: 2012.-176 с.
16. Гин, А.А. Приемы педагогической
техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность.
Обратная связь. Идеальность: пособие
для учителей / А.А. Гин. – Гомель: ИПП «Сож»,
2009.-88 с.