Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 23:36, контрольная работа
Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются с. факты опытным путем.
. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических пра-вил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.
Введение. Методология и методика эмпирического социологического исследования. 3
Теоретико-методологические основы социологического исследования 4
Программа и этапы эмпирического социологического исследования 13
Основные методы сбора социологической информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Все выше обозначенные отношения осуществляются в деятельности конкретных людей, которые одновременно выступают экономистами и политиками, прокурорами и адвокатами, социологами и психологами, философами и т.д., не зависимо от конкретного вида и рода трудовой деятельности.
Что же такое общество, какова не была его историческая форма? Материалистическое понимание истории и социокультурная теория общества единодушно сходятся в одном - продукт взаимодействия людей.
Конкретное состояние любой социальной системы может устраивать ее членов или нет, в крайнем случае, часть членов может относиться к нему относительно безразлично. В обществе, как и любой другой системе, существует тенденция самосохранения - люди просто хотят жить, но при этом существует вероятность коренных преобразований - в его недрах всегда зреют новые социальные отношения. Переход в новое качественное состояние может осуществляться революционным путем (буржуазные революции в Европе, социалистическая революция в России и т.д.), а может эволюционным (например, существование в мире конституционных монархий, существование понятия “шведский социализм” и т.п.).
Теоретиком и практиком социальной и социалистической революции в истории социальных учений выступил В.И. Ленин. В начале опора на недовольный своим социальным положением рабочий класс, за тем на союз беднейшего крестьянства и не довольную войной солдатскую среду с рабочим классом, опираясь на которых стала возможна революция 1917 года. В период разрухи и голода - опора на союз с середняком в деревне, давший возможность решить продовольственную проблему, в период формирования новых социальных отношений - на уступки частному капиталу (НЭП - нова экономическая политика). Это стало возможным на основе эффективного использования силы, в том числе и вооруженной, государства.
Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является общественное разделение труда, именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе. Признавая социализм движением, имеющим большое общественное значение, он подчеркивал, прежде всего, его эмоциональный характер. Позитивно оценивая возможности развития капитализма, Э. Дюркгейм зачислял общественные явления, на почве которых вырастал научный социализм, в разряд “социальной патологии”, которую можно вылечить путем реформ, и сводил “социальный вопрос”, то есть вопрос о социальном неравенстве, к вопросу регуляции моральных отношений.
Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму, морально и само разделение труда. Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капитализма он считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами. Разделение труда - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем силу коллективного, общего сознания, создает идею, желаемую общественную связь, общественный порядок, солидарность между классами.
К. Маркс в своем творчестве дал возможность рассмотреть вопрос социального неравенства, лежащего в основе недовольства существующей социальной системы и приводящего к социальным потрясениям, с точки зрения социально-экономических отношений. Исходя из его трудов, можно сказать, что вопрос эксплуатации лежит в плоскости соотношения необходимого и прибавочного рабочего времени. Каждый член конкретного общества тратит свое рабочее время, с одной стороны, на воспроизводство самого себя, своей общественной жизни, на удовлетворение круга своих потребностей, с другой стороны он должен часть своего времени тратить на воспроизводство жизни общества, на удовлетворение потребностей общества, на воспроизводство регулирования общественными отношениями, организацию общественного производства и т.п. Если результатов труда необходимого рабочего времени и его оплаты достаточно для удовлетворения основного круга потребностей личности и для всестороннего ее развития, то постановка вопроса эксплуатации не имеет достаточных оснований. Применение этого подхода на практике мы достаточно убедительно видим на примере “шведского социализма”, на примере системы распределения в развитых капиталистических странах, на примере культурной революции в Китае.
Таким образом, если существует цель коренного изменения социальной системы, то действия людей идут в соответствии теории социальной революции В.И. Ленина. Но после потрясений встает задача стабилизации новых общественных отношений. Здесь социальное управление начинает тяготеть не к углублению социальных противоречий и конфликтов, а к положениям теории социальной солидарности, направленной на стабилизацию системы общественных отношений.
История общества, социокультурное развитие общества есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует производительные силы и производственные отношения, переданные ему предшествующими поколениями.
Социальная сфера общественной жизни это сфера деятельности людей, в которой они воспроизводят связи, отношения между собой, социальными общностями и группами. Эта деятельность осуществляется в неразрывном, диалектическом единстве следующих областей:
Основной функцией социальной сферы жизни общества выступает воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека. Существенную роль в ее выполнении выполняют гражданские формы общественного сознания как совокупность идей, взглядов, теорий, настроений и чувств людей на человека в обществе и общество в целом.
Таким образом, теоретико-
Социология как наука об обществе изучает законы и закономерности существования, функционирования и развития жизнедеятельности общества и общественной жизни человека в процессе производства и воспроизводства отношений между людьми, социальными общностями и группами.
При изучении конкретных общественных систем основополагающей философской позицией наиболее целесообразна позиция объективизма, так как любой продукт человеческой деятельности несет в себе идеальную составляющую, объективированную в результатах труда. Открытые человечеством законы существования, функционирования и развития жизнедеятельности общества и общественной жизни человека могут использоваться на практике. И, как правило, использоваться в целях изменения существующего строя или его сохранения, то есть оптимизации функционирования существующих общественных систем.
При этом как сказал К. Маркс после завершения своего фундаментального научного исследования “Капитал” в предисловии к первому изданию 25 июля 1867 г.: “ Всякая нация может и должна учиться у других. Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, - а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, - не может ни перескочить через собственные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов”.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - исследования, ориентированные на сбор и анализ первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода.
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана — о мнении избирателей, рейтинге президента, семейном бюджете, профессиональном престиже, уровне разводов, количестве безработных. Обобщая данные в статистические таблицы, и выводя закономерности, социолог, в конечном счете, строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.
Этапы исследования: а) подготовительный, разработка программы; б) сбор информации (полевой этап); в) обработка полученных данных, г) анализ данных.
Программа исследования предполагает решение целого ряда задач:
1) формулировка проблемы;
2)
определение цели и задач
3)
определение объекта и
4) создание выборки;
5)
предварительный системный
6) формулировка рабочих гипотез;
7) создание инструментария исследования;
9) проведение пилотажного исследования
Формулировка проблемы, определение целей и задач исследования
Исходным пунктом всякого исследования является постановка проблемы, а именно, осознание проблемной ситуации и последующее концептуальное оформление проблемы исследования.
В широком, философском смысле слова проблема - это противоречие между потребностями развития объекта и его современным состоянием.
Проблемная ситуация есть специфическое состояние объекта социологического исследования, она характеризуется совокупностью реальных жизненных противоречий.
Проблема исследования – это научная модель проблемной ситуации. Она может быть сформулирована как противоречие в развитии социальной системы между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем. Например, в нашей стране возникло противоречие между уровнем подготовки выпускников школ и требованиями, предъявляемыми вузами к абитуриентам при поступлении. В целях разрешения данной проблемы в стране была разработана и в настоящее время внедряется реформа средней школы и введение единого государственного экзамена.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА—существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших групп или социальных институтов
В соответствии с целью исследования различают проблемы предметные и гносеологические.
Предметная проблема – проблема, порожденная столкновением интересов групп населения либо социальных институтов, дестабилизирующая жизнедеятельность общества. При постановке проблемы фиксируется противоречие между знаниями о потребностях общества в определенных практических и теоретических действиях, с одной стороны, и незнанием путей и средств реализации этих действий — с другой. Например, происходящие в обществе изменения, увеличили экономическую мобильность. Это вызвало определенное напряжение в обществе. Для дальнейшего реформирования экономики необходимо знать степень готовности к ним населения.
Гносеологические проблемы — порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных проблем. Кроме того, не всегда и не всякая социальная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания. Например, для измерения экономической мобильности, нужно изучать изменения в доходах различных групп населения. Однако возникает проблема точности и достоверности данных, сообщаемых населением о своих доходах. Решение данной проблемы было предложено на пути нового, субъективного метода в эмпирических исследованиях стратификации.
Итак, исходный пункт исследования - проблемная ситуация, которая предстает в проблемных вопросах. Например: "Кто ориентирует своих детей на получение профессии юриста?" На рынке труда устойчиво фиксируется перепроизводство именно этих специалистов. Тем не менее, конкурс в вузы на данные специальности очень высок. По результатам исследований известно, что на выбор абитуриентов большое влияние оказывают родители. С одной стороны, взрослый человек не может не понимать, что при насыщенности рынка данными специалистами, найти в будущем хорошую работу трудно. С другой стороны, родители все же готовы платить пот высоким ценам за получение образования по данным специальностям. Возможно, часть родителей имеют возможность помочь своим детям в трудоустройстве. Но значительная их часть – надеются только на возможности, предоставляемые дипломом об образовании.
Формулировка проблемных (исследовательских) вопросов – сложный этап исследования. В прикладных исследованиях необходимо внимательно работать с заказчиком, побуждать его к совместному обсуждению проблемы. На этом этапе исследователь помогает заказчику осознать его проблему.
Сформулировав проблему, мы переходим к определению целей и задач исследования. Цель конкретного социологического исследования — это общая направленность исследования. Решение той или иной проблемы всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач.
Важнейшей методологической частью программы конкретного социологического исследования является определение задач исследования.
Задача конкретного социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблемы.
Основные задачи соответствуют целям исследования, неосновные ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных с проблемой.
Определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования.
Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования