Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:12, контрольная работа
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами).
1.Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу.
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.
3. Рассмотрите структуру отчета о социологическом исследовании и сформулируйте основные требования к его составлению.
Список использованной литературы
Оглавление:
1.Подготовка
эмпирических данных к
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.
3. Рассмотрите
структуру отчета о
Список использованной
литературы
Введение
Социология
не может существовать, не добывая
эмпирическую информацию самого разного
плана – о мнении избирателей,
досуге школьников, рейтинге президента,
семейном бюджете, количестве безработных,
уровне рождаемости. Первым делом исследователь
использует официальную статистику,
публикуемую в журналах, бюллетенях,
докладах. Недостающую информацию он
добирает в социологическом опросе,
где выясняются субъективные мнения
людей (в анкетировании их называют
респондентами). Ответы математически
усредняются, обобщенные данные представляются
в виде статистических таблиц, выводятся
и объясняются закономерности. Конечный
итог – построение научной теории,
которая позволяет
Социологическое
исследование начинается вовсе не с
составления анкеты, как принято
думать, а с проработки проблемы,
выдвижения целей, гипотез, построения
теоретических моделей. Лишь затем
социолог переходит к разработке
инструментария (чаще всего это действительно
анкета), затем сбору первичных
данных и их обработке. А на конечной
стадии снова теоретический анализ,
ибо данные надо правильно, то есть
в соответствии с выдвинутой теорией,
интерпретировать и объяснить. Только
после этого следуют
1. Подготовка эмпирических
данных к обработке
и анализу
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля над качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов.
Вначале
проверяется правильность ответа на
каждый вопрос и при необходимости
исправляется. Например, на вопрос: «Знаете
ли вы основные условия, заложенные в
трудовом договоре?» чаще всего отвечают:
«Да, знаю». Но далее в анкете стоит
открытый контрольный вопрос: «Если
знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается
незаполненным. В этом случае альтернативу
«да, знаю» надо зачеркнуть и отметить
другую, скорее всего «нет ответа»,
«затрудняюсь ответить» и т.п. Затем
подсчитываются неправильные ответы.
При исправлении каждого
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик (пол, возраст, образование), если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива.
Допущенные
к обработке документы
Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной информацией. На данной основе как раз и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память машины. Если во время кодировки произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называются социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60 – 70 человек обработку вполне можно провести вручную на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200-350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки – 100-200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, поэтому здесь нужна помощь программиста.
Каждый
вопрос в анкете или бланке интервью
представляет собой в определенной
степени шкалу измерений. Единицами
измерений выступают
Измерение
производится с помощью различных
шкал, которым соответствуют
Простейшая шкала – номинальная. Чаще всего она фиксирует (отражает) дихотомичный ответ: «да» или «нет», «тепло» или «холодно». Применяя ранговую шкалу, можно зафиксировать более определенное состояние, определяющее ранжированное распределение типа «холодно» - «тепло» - «горячо». Но цифровые величины пока отсутствуют. Если же мы точку замерзания воды примем за нуль, а точку кипения (пар) за 100 и расстояние между этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалу.
Номинальной
шкале в анкете обычно соответствуют
вопросы, способствующие выделению
мнений, установок, объективных характеристик
респондента (пол, возраст, национальность
и т.д.). Ранговой шкале (порядковой)
соответствует основное число вопросов
анкеты или бланков интервью. Варианты
ответов в вопросе распределены
в строгом порядке убывания или
возрастания интенсивности
2.Сущность
и виды группировок.
Таблицы и графики:
их роль в анализе
социологических
данных
Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре.
Выделенные группы можно сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а так же его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе групп. Исследую один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.
Социологическая информация может быть сгруппирована по:
- номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);
-
признакам, соответствующим
-
количественному признаку (группы
характеризуются числовым
Работа с номинальными и ранжированными группами ведется с использованием приемов математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучаются с помощью математической статистики.
Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум и более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрестной, или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической, аналитической – все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых. Если же необходимо из респондентов группы по такому, например, признаку, как «отношение к частной собственности», тогда осуществляется типологическая группировка (выделяются соответствующие типы респондентов). И, наконец, аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Если проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий по данной проблеме), то группировку следует сделать по этим двум признакам.
В
социологическом исследовании, как
правило, выделяется не одна, а несколько
групп респондентов (по возрасту, образованию,
месту проживания и т.п.). Каждой группе
соответствует некоторое
Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако при всем значении получаемых распределений, математических и статистических методов, используемых в исследовании, решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога.
Общая логика интерпретации состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин (процент, среднее арифметическое и т.п.), а как социологические данные. Такие показатели – результат интерпретации, несущей определенную смысловую нагрузку.
От
возможных крайностей, неумышленных
заблуждений исследователя
При
пилотажном исследовании гипотеза проверяется
соотнесением предполагаемого утверждения
с выясненной в результате исследования
числовой величины. Например, вероятность
утверждения о
Что
касается описательного (а тем более
аналитического) исследования, то здесь
процедура проверки гипотез значительно
усложняется. Так, приведенные выше
данные (о состоянии морально-
Если необходимо превратить в показатель какую-либо среднюю величину, а сравнить ее с другими величинами затруднительно или вообще не представляется возможным (например, из-за новизны), то эталоном оценки выступают знания исследователя или эксперта по данной проблеме. Допустим, коллектив переведен на новые условия оплаты и стимулирования труда. После года его функционирования проведен опрос, задача которого – оценить ответ на главный вопрос инструментария: удовлетворены ли опрашиваемые новой формой оплаты труда. При этом 57% опрошенных ответили положительно. Оценить этот результат (показатель) можно с оптимистической или пессимистической точки зрения. Для получения объективной оценки нужно хорошо знать проблему и конкретные условия, в которых проходит эксперимент. Это делает или сам исследователь, или приглашенный эксперт.