Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа
Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др..
Методы
социологических исследований - способы
построения и обоснования социологического
знания.
Методы социологических исследований
включают:
- методы сбора информации: наблюдение,
опрос, анализ документов, эксперимент
и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный,
латентно-структурный, корреляционный,
регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование,
шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный,
индуктивный, сравнительный, причинный,
структурно-функциональный, генетический,
идеографический и др..
Наблюдение
Наблюдение представляет собой способ сбора первичной информации об объекте путем непосредственного восприятия и фиксации данных, составляющих адекватное представление о самом объекте, его свойствах и воздействующих на него факторах с учетом целей и задач исследования. Отличительной чертой наблюдения как способа сбора фактологического материала является непосредственность и систематичность визуального восприятия исследуемого объекта, что позволяет исследователю располагать данными о свойствах и динамике
объекта в рамках определенного временного периода, в пределах которого поведение объекта обретает устойчивость и автономность в глазах наблюдателя. Наблюдение дает возможность зафиксировать события в момент их возникновения и отслеживать все изменения, происходящие с объектом исследования на весь период его развития.В зависимости от способности влиять на объект исследования выделяют контролируемое и неконтролируемое наблюдение. Будучи наделенной функцией сбора первичной информации для исследования, контролируемое наблюдение призвано отобразить наиболее полную и точную картину объекта и подтвердить (опровергнуть) выдвинутые гипотезы. Контролируемость такого наблюдения может быть передана через количество и квалификацию наблюдателей,
а также включением в методологию наблюдения ряда технологий, позволяющих обеспечить достоверность полученных в ходе наблюдения результатов. К перечню таких технологий можно отнести: создание
системы мониторинга за состоянием объекта, разработку стандартизированных планов наблюдения с использованием карточек, таблиц, матричных схем, кино-, фото- и аудиоаппаратуры. Если процесс наблюдения не имеет четкого плана и ориентирован, главным образом, на общее описание процесса или явления, в этом
случае используется неконтролируемое наблюдение. Характерной чертой неконтролируемого наблюдения является непосредственное восприятие наблюдателем объекта исследования, при котором осуществляется
выбор адекватных форм систематизации полученной информации. Неконтролируемое наблюдение чаще всего осуществляется на ранних этапах монографических и полевых исследований с целью выработки инструментария социального исследования и условий для дальнейших контролируемых наблюдений.
Особым
видом наблюдения следует считать самонаблюдение
Эксперимент
Важнейшим средством сбора информации об объекте исследования служит эксперимент. Эксперимент — это такой метод сбора исследовательской информации, в процессе которого создаются или подбираются необходимые и достаточные условия для проявления и измерения интересующей связи между явлениями. Целью эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Для этого исследователь моделирует ситуацию и приводит в действие гипотетическую причину, наблюдая за изменениями, которые эта причина вызывает. Эксперимент выполняет в исследовании социальных объектов две функции: достижение социального или экономического эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка
научной гипотезы. Специфика эксперимента заключается в том, что при его проведении очень трудно создать схожие условия и повторить результат. Классическим примером социально-экономического эксперимента
является хоторнский эксперимент, проведенный в 1927-1932 гг. в «Вестерн Электрик Компании в американском городе Хоторн, расположенном в районе Чикаго. Результатом эксперимента стало формирование школы межличностных отношений Э. Мэйо. На первой стадии проведения экспериментов изучалось влияние вцешних факторов на производительность труда: освещенности, частоты,и времени перерывов в работе и др. С этой целью были выделены два цеха (экспериментальный и контрольный), включающие работников, подобранных
по
идентичным демографическим и
• определение цели эксперимента и его основных задач. Цель и задачи эксперимента призваны структурировать исследовательскую деятельность, придав результатам эксперимента предсказуемый характер;
• выделение
экспериментальной и
• разработка способов измерения ц кодировки получаемой информации.
Контент-анализ
Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний
и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные
заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям
и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.
Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный — на количестве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.
Основными задачами контент-анализа являются.
1. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.
2. Выяснение
причин или условий,
3. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.
Опрос
Наиболее популярным способом получения информации в социальных исследованиях является опрос. Опрос представляет собой способ получеения информации об объекте, основанный на предварительной подготовке вопросов, ответы на которые образуют необходимые для целей исследования сведения. Опрос может осуществляться в разных формах и направляться на различные категории респондентов. Основными типами опроса являются: очное интервьюирование, почтовый и телефонный опрос, опрос через СМИ. Очное интервьюирование представляет собой сбор необходимого для исследования материала через непосредственное общение с респондентом. В ходе очного интервью интервьюер имеет возможность текущего контроля за качеством ответов респондента, добиваясь от него точной и взвешенной оценки исследуемых в процессе беседы тем. Главными преимуществами этого типа являются оперативность и высокое качество получения
первичных данных. Однако использование этого типа опроса имеет серьезные финансовые ограничения, и поэтому при массовых опросах применение очного интервьюирования затруднительно. В то же время нельзя не учитывать влияния личности интервьюера, его поведения на результаты опроса и качество полученной информации. В ходе почтового опроса размеры потенциальной аудитории могут быть гораздо больше, чем при очном интервью. У респондента в ходе ответа на вопросы гораздо больше времени на обдумывание вариантов,
чем при других способах получения социологической информации. Отсутствие интервьюеров значительно снижает издержки на проведение исследования. Однако отмеченные преимущества часто не перекрывают главный недостаток почтового опроса: нежелание многих респондентов участвовать в таком опросе. Чтобы минимизировать количество равнодушных к опросу респондентов необходимо разрабатывать максимально короткую и емкую анкету, исключающую различное толкование положенных в ее основу терминов. При получении маркетинговой информации в ходе использования почтового опроса фирмы-организаторы идут на организацию разного рода конкурсов, привлекающих внимание опрашиваемых к опросу и, таким
образом, расширяют их численный состав. Главным достоинством телефонного опроса является максимально
возможная скорость получения социологической информации. По степени эффективности телефонный опрос находится между очным интервью и почтовым опросом, предполагая преимущества и недостатки того и другого типа. Однако, как показывает практика даже ведущих стран мира, телефонный опрос зачастую смещает выборку, делая такой опрос нерепрезентативным.
Ну и, наконец, опрос через СМИ позволяет организаторам сбора социальной информации, воспользовавшись высокими тиражами газет и журналов, запустить свою анкету с целью получения необходимой информации. Величина анкеты определяется целями опроса и размерами затрат на проведение исследования. И все же, объем анкеты, так же как и при почтовом опросе, должен соответствовать критериям компактности и емкости. Этот тип опроса очень напоминает почтовый, отличаясь лишь способом распространения анкеты и составом ее
потенциальной аудитории, определяемым профилем и политической позицией печатного органа. В электронных СМИ и на радио данный тип еще не получил широкого распространения. Наиболее распространенными формами проведения опросов являются анкетирование и интервью__
Анкетный опрос
Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты. Эта разновидность опроса примечательна тем, что позволяет при получении данных о субъективных ориентациях людей к исследуемым объектам охватывать широкие массивы респондентов, чем обеспечивается высокая достоверность получаемой информации. Роль сборщика анкетной информации заключается главным образом в том, чтобы раздать формуляры и проконтролировать качество их заполнения, не участвуя напрямую в обсуждении включенных в анкету вопросов. Анкетирование является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации. Большое значение в организации анкетирования отводится способам рассылки и раздачи формуляров. Таким образом, выделяют почтовое и раздаточное анкетирование. В случае заполнения анкеты по почте контакт интервьюера и респондента исключен, что зачастую негативно отражается на качестве проведенного опроса. При раздаточном анкетировании контроль со стороны интервьюера позволяет обеспечивать надлежащий уровень заполнения формуляра. Необходимость математической обработки результатов массового анкетирования вызывает преимущественное использование в анкетах закрытых вопросов, предполагающих определенный и исчерпывающий перечень ответов на эти вопросы. Поэтому значительную опасность для качества опроса представляет допущение неполноты набора альтернатив в закрытых вопросах, влекущее за собой дезориентацию респондента и, как следствие этого, снижение достоверности получаемых
по результатам опроса выводов. Опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным достоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, позволяющий делать обобщения на большом массиве социологического материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выявлять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта. Поэтому необходимо
тщательно подготовить вопросник, связав его логику и структуру с целями и задачами исследования. Кроме того, при формулировке вопросника анкеты необходимо соблюдение некоторых правил, учитывающих психологические и социальные особенности процедуры опроса:
• анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника;
• общий принцип расположения вопросов в анкете: от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера;
• повысить
качество анкеты может введение в
текст анкеты вопросов-ловушек, с
помощью которых косвенным
• объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости респондентов.
Интервью
При использовании этого метода непосредственный контакт между респондентом и исследователем является необходимым. Наличие интервьюера при проведении опроса снижает оперативность сбора фактологического материала, но существенно повышает содержательность каждого отдельного контакта. По степени формализации проведения интервью выделяют стандартизированные и свободные разновидности. Стандартизированные интервью являются по сути формой анкетирования с присутствием интервьюера. Такая форма опроса дает возможность получить максимально полное и исчерпывающее представление об объекте исследования. В ходе стандартизированного интервью анкетер должен придерживаться точных формулировок, используя преимущественно закрытые вопросы.
Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного вопросника или плана беседы, что, с одной стороны, облегчает контакт респондента с анкетером, но с другой — усложняет обработку информации. Свободное интервью целесообразно проводить на ранних стадиях исследования, когда объект исследования недостаточно структурирован. Результаты свободных интервью не должны носить унифицированный характер; их ценность обусловливает собственно уникальность результатов и связь с конкретной ситуацией.