Методы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др..

Вложенные файлы: 1 файл

сем 5.docx

— 52.84 Кб (Скачать файл)

Массовые опросы проводятся главным образом с целью выяснения общественного мнения по широкому кругу актуальных для развития социума вопросов. Атрибзтивными свойствами массовых опросов является

их  транстерриториальный характер, поддерживаемый тщательно выверенной выборкой и массивом выборочной совокупности, позволяющими увеличить степень надежности и достоверности полученных в ходе опроса сведений.

Имитация

Имитация — это метод сбора фактологической информации, предполагающий замещение свойств и параметров исследуемого процесса системой значений, символов, формирующих объективное и целостное представление об объекте в единстве его статических и динамических характеристик. Имитация служит базой для построения моделей исследуемых процессов, формой концентрации и аккумуляции происходящих в обществе изменений. Основными способами имитации являются: табулирование и репрезентация.

Табулирование (от лат. tabula — таблица, доска) — это выраженные в табличной форме количественные характеристики исследуемых объектов. Табличная форма представления данных позволяет строить диаграммы

или гистограммы, наглядно иллюстрирующие структуру или динамику лежащих в основе исследуемых зависимостей показателей. Процедура табулирования предполагает занесение информации в таблицы

двух  видов: перечневой и матричной. Перечневая таблица включает в себя простую последовательность переменных, выстраиваемую в зависимости от поставленной исследователем цели. Составленная

перечнеэая таблица включает в себя последовательно выстроенный ряд показатечей, представляющий порядок или логику их изменений по отношению к выделенному исследователем признаку (табл. 2.5).

В роли такого признака могут выступать  временные периоды, демографические категории и пр.

Матричный способ представления данных дает возможность проведения корреляционного анализа между занесенными в таблицу рядами показателей.

Табулирование выступает переходным звеном от этапа сбора данных к этапу обработки, поскольку табличная форма в значительной степени направляет внимание исследователей на соблюдение определенного

порядка в процессе первичной группировки  фактологического материала.

Основными источниками информации в социальных исследованиях являются материалы текущей отчетности различных предприятий и учреждений, а также данные переписей. Все формы статистической отчетности утверждаются специальными органами государственной статистики и выполняют роль основы для текущего отслеживания изменений, имеющих место в социально-экономической и политической жизни страны.

Проблемы  исследования

Исходным пунктом  всякого  исследования,  в  том  числе  и  социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся  в  реальной  жизни.  Она,  как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо  элементами социального процесса. Например,  при  изучении  профессиональной  ориентации

учащихся,  одним  из  важнейших  характеризующих  ее  противоречий  является противоречие  между  профессиональными   жизненными   планами   учащихся   и возможностью  их  реализации  на   практике.   При   этом   профессиональные устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с  его

способностями  и  возможностями  общества,  что  они  заведомо  никогда   не воплотятся.  В  этом  случае  выпускник  школы  либо   терпит   крах,   либо приобретает профессию, которая ему  противопоказана,  что  рано  или  поздно приводит его к разочарованию, а также  к  значительным  потерям  общества  в целом, и данного индивида в  частности.  Неоправданно  большими  оказываются также общественные затраты как на  приобретение  выпускниками  профессии,  к которой они непригодны, так и на  обучение  их  новым  профессиям.  Издержки общества от нерациональных профессиональных перемещений работников  огромны,

но  еще  труднее  измерить  индивидуальные  потери   вследствие   неудачного профессионального   выбора.   Возникающие    в    этой    связи    комплексы неполноценности  и  сопутствующие  им  суицидные  состояния,  затруднения  в самореализации личности резко снижают качество жизни.

    Такова  типичная проблемная ситуация, с  которой  сталкивается  социолог. После  ее  анализа  и  аргументации  общественной  значимости  исследователь переводит практический аспект  проблемной  ситуации  в  ранг  познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность  и  обоснованность,  а также необходимость изучения, т.  е.  удовлетворения  потребности  в  знании путем разрешения данного противоречия социальной действительности.

    Однако  далеко  не   каждое   социологическое   исследование   является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого  анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или  иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога.  Поэтому  довольно

часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями,  либо  с исследованиями,  в  которых  проблема  формулируется  интуитивно.   Практика социологических    исследований    доказывает    простую    истину:    лучше придерживаться   какой-либо    проблемы,    чем    проводить    исследование беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной,  а для этого необходима ее серьезная экспертиза.

    Определению   проблемы   предшествуют   диагноз   проблемной   ситуации, определение квалификации ее  масштаба,  остроты,  а  также  типа  тенденции, стоящей за данной  проблемой.  Кроме  того,  немаловажна  фиксация  скорости развития проблемы. Для  определения  сути  конкретных  проблем  с  целью  их

исследования   большое   методологическое   значение   имеет   классификация социальных проблем (табл. 3).

 

                                                                   Таблица 3

 

Классификация социальных проблем

|Социальные проблемы                                                       |

|по масштабу  |по остроте           |по типу тенденций |по скорости      |

|             |                     |социальных        |развития         |

|             |                     |изменений         |                 |

|Локальные    |Неназревшие          |Деструктивно-дегра|Пассивные        |

|             |                     |дационные         |                 |

|Региональные |Актуальные Острые    |Трансформационные |Активные         |

|Национальные |                     |Инновационные     |Суперактивные    |

 

    Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы  делятся  на  локальные,  или микро-   социальные;   региональные,   охватывающие    отдельные    регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие  на  национальную безопасность страны. По остроте проблемы  классифицируются  на  неназревшие, которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются  в  профилактике;  актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного  разрешения.  По  типу тенденций   социальных   изменений   различаются   проблемы    деструктивно-деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе;

трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из  одного качества  в  другое;  инновационные,  связанные   с   различными   аспектами социальных  нововведений.  По  скорости   развития   проблемы   делятся   на пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся  динамизмом,

и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

    Классификация  социальных  проблем  существенно   влияет  на  определение методологии  и  инструментария  их  исследования,  а   также   на   характер практического использования полученных  результатов.  Проблема  представляет собой  некоторую  неудовлетворенную  потребность  в   товарах   и   услугах,ценностях культуры,  деятельности,  самореализации  личности  и пр.  Задача социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать  проблему,  т.е. понять тип этой потребности и способы ее  удовлетворения,  но  и  в  том,

чтобы сформулировать  ее  в  удобном  для  дальнейшего  анализа  виде.  Так, пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее  социального содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и  т. д.) позволяют правильно определить  объект  исследования.  Представление  же

проблемы в виде противоречия (между желаниями  и  возможностями;  различными структурами, аспектами; между социальными  системами  и  окружающей  средой; между их функциями и дисфункциями и т. д.) создает условия  для  определения целей и задач исследования.

    В социологическом  исследовании категория "проблема" выполняет несколько важных  функций:  актуализации,  что   придает   исследованию   общественную значимость (ведь любое  социологическое  исследование  актуально  настолько, насколько масштабно заострена изучаемая им проблема);  регуляции,  поскольку как исходный пункт исследования она существенно влияет  на  разработку  всех разделов программы исследования;  методологизации,  так как формулирование проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы,  теории  и идеи,   ориентирующие   социолога   в    определении    природы    проблемы; прагматизации,  состоящей в том,  что корректная  формулировка   проблемы обеспечивает практический эффект  всего  исследования,  а  также  определяет зону внедрения выводов и практических рекомендаций

2 Основные положения методологического раздела программы социологического исследования

В основе социологического исследования лежит его программа. Программа социологического исследования - это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Особенности социологического исследования заключаются

в конкретности, то есть изучаются  конкретно существующие или существовавшие люди, изучается реальная социальная действительность;

в системности, то есть социальная действительность рассматривается  как реально функционирующая  система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи  со средой.

Особенность подхода к  изучению социальных систем  состоит в конкретно-историческом анализе, осуществляемом, как правило, на основе идеологической позиции (как научной, так и политической)  исследователей.

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Практика убедительно доказывает, что умело разработанный план социологического исследования хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть, наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

Разработка такого плана предусматривает  строгий учет определенных принципов  и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительной деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны  знания общей теории социального  планирования, управления.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, интервьюеров, кодировщиков текста); проведение пробного исследования, внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации, размножение инструментария (анкеты, бланки-интервью, бланки формализованного наблюдения и т.д.) для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных финансовых затрат на исследование.

Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социальной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических “выходах” исследования, и центральный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на компьютере. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков-интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, ввод первичной информации в компьютер. В результате обработки информации на компьютере исследовательская группа получает виды распечаток социологических данных.      

Блок четвертый, включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных, прогнозов.

Программа состоит  из теоретического (методологического) и процедурного разделов.

Теоретический раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования (то есть область социальных противоречий, их спецификация); формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.

Информация о работе Методы социологических исследований