Методы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др..

Вложенные файлы: 1 файл

сем 5.docx

— 52.84 Кб (Скачать файл)

Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.

Программа социологического исследования должна ответить на два  основных вопроса: во-первых, как перейти  от исходных теоретических положений  социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала  и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала  снова подняться к теоретическим  обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего  развития самой теории.

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречия между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений  новым фактам. Отсюда формируется  объективная потребность в получении  нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации. Для этого надо:

1. Перевести интуитивно  улавливаемые противоречия на  язык точного описания, отделить  известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

Предварительный анализ проблемной ситуации включает: а) внешние наблюдения; б) свободные интервью с участниками  проблемной ситуации; в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной  документации, результатов предшествующих социологических исследований; г) свободные интервью с экспертами;

2. Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией  социологического познания;

3. Очертить в проблемной  ситуации основные для социологического  исследования факторы и выделить  среди них главные и второстепенные;

4. Определить тип проблемной  ситуации (доминирующую направленность): теоретическая проблема, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере; практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется в  виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины таких-то и  таких-то явлений? Установка: Найти  способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (то есть исходя из разработанных  систем теоретических знаний в данной сфере), адекватно отражающих содержание вопроса (установки). Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает  необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необходимость строгих  организаций, уточнений проблем  путем:

а) выделения объекта и  предмета исследования;

б) постановки целей и задачи исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов  решения поставленной проблемы. В  своей совокупности данные процедуры  программы исследования позволяют  предвидеть объем и содержание исследовательской  работы.

Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения  объекта и предмета исследования. Объект исследования - это носитель социальной проблемы. Это могут быть конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс и т.п.), социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, состояние социального объекта, например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности, социальная стратификация, социализация, миграция и т.п.).

Объект социологического исследования - это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При описании объекта социального исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая), временные границы.

Прикладные социологические  исследования чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной группы людей: студентов, рабочих, молодых специалистов и т.п. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы (отличаться недостаточным уровнем общих или профессиональных знаний, затрудняющим подготовку квалифицированных специалистов, либо адаптацию к новым технологическим требованиям производства, например, в результате компьютеризации), а значит, и быть объектом исследования.

Предмет исследования - это то, что изучается в объекте, то есть на что направлено изучение, те свойства и стороны объекта, которые отражают определенную проблему. Это могут быть социальные явления и процессы, если объектом выступают конкретные социальные общности; степень выраженности свойств, характеристик, структура социальных явлений и процессов, общностей людей и т.п. Выбор предмета исследования:

1. Ориентируется на тот  набор переменных и связей  между ними, которые наиболее  выпукло выражают центральный  вопрос проблемы.

2. Очерчивает границы (рамки)  предпринимаемого исследовательского  поиска.

Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или  прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема, как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

Четкой постановкой целей  исследования достигается:

1. Одновременная (осознанная  или неосознанная) формулировка  гипотез о возможных решениях  поставленной проблемы, чем обеспечивается  ориентация дальнейшего хода  исследования;2. Определение объема  работы, временных и финансовых  затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для  получения ожидаемого результата;

3. Регулирование взаимоотношений  заказчика и исполнителя, обеспечивающее  нормативную сторону программы  как официального документа и  определяющее форму представления  результатов исследования. Это снимает:  а) необоснованные обещания исполнителя;  б) завышенные ожидания и необоснованные  претензии заказчика.

Задачи исследования - это содержательно-организационная  детализация поставленных целей. Они формулируются в соответствии с целью исследования и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются дополнительные задачи. В последнем примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.

Описательные и аналитические  социологические исследования часто  включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа  связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться  как состоящие из нескольких относительно автономных “частных” исследований.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию  цели:

1. Исследовательские задачи  формулируются как конкретные  целевые установки, определяющие  необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное;

2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания;

3. Не допускать перемешивания  целей и задач, основных и  не основных задач.

3.Определившись с объектом и предметом исследования, с его целями и задачами, у исследователя возникает необходимость формулировки гипотез. Выдвижению гипотез должен предшествовать системный анализ объекта и предмета исследования.

Системный анализ объекта и предмета исследования - это способ научного познания (совокупность методов и средств), который требует  рассмотрения частей в неразрывном  единстве с целым. Он сформировался путем конкретизации материалистической диалектики при изучении сложных объектов. Центральным понятием в нем выступает система как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, которые обеспечивают ее устойчивость (стабильность), качественную определенность (направленность функционирования и развития).

Элементом системы является неделимый далее компонент (единица  анализа) действительности в конкретном способе рассмотрения конкретного  социального явления. Упорядоченные  связи между элементами, обеспечивающие устойчивость (повторяемость) последовательности их взаимодействия и составляющие качественную определенность (меру существования) системы, ее целостность и иерархичность  являются структурой социального явления. Взаимодействие элементов по воспроизводству связей между собой составляет организацию социальной системы. Основными принципами организации социальной системы выступают иерархичность как последовательность осуществления взаимодействий и целостность как мера осуществления взаимодействия, определяющая существование самой системы.

Основными типами поведения  систем по отношению к среде обитания и к более крупным системам являются: реактивное - определяемое средой обитания и более крупными системами; адаптивное - определяемое средой обитания и более крупными системами на основе саморегуляции системы; активное - определяется самой системой, преобразовывая среду обитания и оказывая влияние на развитие более крупных систем.

Принципами описания социальной системы выступают: принцип  взаимосвязи системы со средой; принцип целостности; принцип структурности; принцип управления; принцип иерархичности; принцип множественности (многовариантности) описания систем.

В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация понятий - научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.

Составной частью операционализации является интерпретация основных понятий как их теоретическое и эмпирическое уточнение. Выделяются теоретическая и эмпирическая интерпретация. Теоретическая интерпретация понятий это уточнение понятия в связи с другими понятиями системы, определение его места в ней с точки зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:

а) соотнесение специфических  понятий с определенной теоретической  системой;

б) достижение однозначности  в понимании содержания категориального  понятийного аппарата данного исследования;

в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:

выделения определенной точки  зрения с помощью полемики по проблемам  языка данной теории;

придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

выработки нового определения  понятия.

Данные уточнения понятий  должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

Эмпирическая  интерпретация понятий это процедура  поиска эмпирических значений теоретических  терминов; соотнесение понятия с явлениями (элементами) социальной реальности так, чтобы явления были охвачены их содержанием и, таким образом, превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия, то есть это операциональное определение понятий. Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и т.д.).

Информация о работе Методы социологических исследований