Методы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др..

Вложенные файлы: 1 файл

сем 5.docx

— 52.84 Кб (Скачать файл)

Цель эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты). Критерии отбора индикаторов:

1. Необходимость и достаточность  индикатора для эмпирического  описания предмета исследования.

2. Обеспеченность индикаторов  доступными источниками информации.

3. Возможность надежного  методического обеспечения сбора  необходимой информации.

4. Набор индикаторов должен  быть минимизирован для данного  исследования.

Процедура эмпирической интерпретации  понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод  понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейший пример: индекс групповой сплоченности есть отношение числа позитивных (положительных) взаимных выборов к числу всех возможных выборов; понятие групповой сплоченности определяется через индикатор “взаимные выборы”; средство регистрации - простейший расчет.

Операционализация понятий является условием построения системы социальных показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез исследования.

Гипотеза исследования это обоснованное предложение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме функционирования, развития и т.д. Гипотезы исследования должны соответствовать исходным принципам применяемой социологической теории; содержать взаимосвязанность и представительность системы доказательств выдвинутого объяснения, доступность проверки в ходе конкретного социологического исследования (указать способ проверки); не противоречить известным и проверенным фактам, а так же друг другу. Гипотезы должны быть достаточно просто и доступно сформулированы.

Различают  гипотезы: по содержанию предположений об объекте - описательные (структурные и функциональные) и объяснительные (причинно-следственные); по задачам - основные и не основные; по степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными).

В социологическом исследовательском  проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической  частью программы и последующими эмпирическими познавательными  действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания. Осознание наметившегося  решения как гипотезы, т.е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс  подходит к завершающей фазе - к  окончательному в пределах данного  мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое  в нем решение проблемы.

Источником гипотез выступают  новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование, когда для объяснения новых фактов:

а) недостаточно имеющихся  теоретических знаний;

б) не пригодны общие имеющиеся  знания.

Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический  потенциал специальных и отраслевых социологических теорий, смежных  с ним отраслей знаний, статистика, "самовыдвижение" исследовательской  мысли и т.п. В случае, когда  нет достаточного материала, чтобы  выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Цели выдвижения гипотез:

а) сузить массы возможных  предложений и догадок при  решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому  результату.

Требования к выдвижению гипотез. Выдвигаемая гипотеза должна:

1) быть достаточно теоретически  надежна:

преемственной с предыдущим знанием, не противоречить фактам науки, оспариваться могут положения и  выводы;

2) быть однозначно логически  согласована с проблемой и целью;

3) заключать понятия, получившие  предварительное уточнение и  интерпретацию;

4) быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

5) заключать возможность  эмпирической проверки (верификации)  с помощью предметно-методических  средств социологического познания, которая обеспечивает переход  от нее к теории и закону.

Отвечающие данным требованиям  гипотезы называются рабочими (работающими  в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

Гипотезы включают в себя две части: содержательная (определяется в первом разделе программы) и статистическая (определяется во втором разделе программы). Статистическая гипотеза это математическое описание содержательной гипотезы на основе собранных эмпирических данных: гипотеза о виде статистического закона распределения генеральной совокупности на основе критериев согласия, гипотеза о соответствии предлагаемой выборочной совокупности генеральной с помощью критериев значимости.


Информация о работе Методы социологических исследований